
Вряд ли среди всей отечественной бронетехники найдётся танк, чаще подвергающийся критике, чем БТ-7. Конечно, в истории советского и российского танкостроения были откровенно сомнительные проекты. Но по-настоящему ругают только злосчастную «семёрку». Мол, танк был никудышный и вообще морально устаревший. А горели несчастные «семёрки» похлеще нефтебазы! Что ж, отчасти критика БТ-7 не лишена здравого зерна. Но откровенно плевать в эту машину всё-таки не стоит по одной причине.

Самый оплёванный танк СССР.
БТ-7 может с гордостью носить титул самого ненавистного танка Советского Союза. Казалось бы, ещё в 1940 году «семёрка» оставалась не только героем кино, но и подлинным любимцем Красной армии. Однако, не прошло и несколько лет, как после окончания Великой Отечественной войны БТ-7 подвергся всяческому поруганию как «морально устаревший». Причём ругали БТ-7 настолько крепко, что в какой-то пытались даже не вспоминать о его существовании. В отдельных случаях доходило до того, что танк предлагали не учитывать в статистике парка бронетехники Красной армии на момент 1941 года. Мол, БТ-7 всё равно был откровенно бесполезным и в первые месяцы горел похлеще сухих дров!

Машина своего времени.
Но действительно ли БТ-7 был морально устаревшей машиной на момент 1941 года? Если говорить откровенно – да, был. Однако, здесь важно учитывать одно немаловажное «но», а именно – контекст эпохи. В 1930-е годы танкостроение переживало бурный рост. При этом, несмотря на опыт Первой мировой войны, в армиях крупнейших стран всё ещё отсутствовало слитное представление о том, как именно должны использоваться танки. Теоретические концепции были самыми разными. Порой – весьма странными и не оправдавшими себя в дальнейшей на практике от слова совсем. Причина тому была не людская глупость, а дефицит накопленного опыта. Всё-таки на тот момент танки оставались откровенно новым видом оружия.

Машина была хорошей.
Судьба жертвы «ошибочного теоретизирования» отчасти постигла и БТ-7. Создавался танк в середине 1930-х годов и позиционировался как быстро и мобильное средство развития прорыва обороны. В этом отношении виденье советскими БТ-7 можно сравнить с ролью кавалерии: задача последней не проломить оборону, а устремиться в уже организованный прорыв с целью нанесения максимального урона тылам, отступающему или бегущему противнику. Именно по этой причине при разработке БТ-7 была сделана ставка на скорость и проходимость танка. Соответственно, расплачиваться за это пришлось тяжестью вооружения и средств защиты. При этом проектировали и другие танки, которые в теории должны были осуществлять ту самую «классическую» поддержку пехоты. Впрочем, и их исполнение в момент времени оказалось далёким от рационального.

К 1941 году действительно устарел.
При этом было бы наивно полагать, что описанным образом ситуация складывалась только с танками СССР. Представление о бронетехнике как об этакой «кавалерии с мотором» плотно сидело в сознании военных всех стран. Поэтому большинство танков середины 1930-х на самом деле весьма похожи на злосчастные БТ-7. Лобовое бронирование «семёрки» в 20 мм кажется откровенно смешным. Однако, первые модели каких-нибудь немецких T-II и T-III имели и того меньше – 15 мм! Конечно, прогресс на месте не стоял. Опыт неизбежно накапливался как благодаря армейской эксплуатации в ходе испытаний и учений, так и в ходе конфликтов интербеллума. Кстати, тот же БТ-7 в столкновениях с японской армией проявил себя с лучшей стороны. Тем ироничнее, что последним сражением «семёрки» станут события уже 1945 года, где оставшиеся довоенные танки будут ограниченно использовать против Квантунской армии наряду с современными Т-34-85.

Машина всё ещё была полезной.
В любом случае постепенно стало понятно, что на практике танки в новой войне будут воевать совсем не так, как в академических «теоретизированиях» межвоенного периода. А вслед за накоплением реального боевого опыта менялись и машины. Напомним, что работы над Т-34 начались в СССР ещё в 1937 году, а в производство первые танки нового образца пошли ещё в 1939. И да, прогресс в те годы шёл настолько быстро, что БТ-7 из гордости танковых войск быстро превратились в этакий чемодан без руки. В то же время, не нужно думать, что машина эта оказалась бесполезной в ходе Великой Отечественной войны. Да, тягаться с современными танками вермахта в прямом столкновении БТ-7 уже не мог. Любая попытка лобового применения неизбежно заканчивалась огромными потерями. И хотя это не прозвучит как утешение, если БТ-7 в 1941 году и бросали в лобовой бой, то не по дурости, а из-за отсутствия выбора.

Танк воевал до 1945 года.
При этом при определённых условиях морально устаревший танк всё ещё мог быть полезен. В СМИ широко растиражированы прецеденты героической обороны танков КВ-1. Однако, в действительности нам известны и случаи, когда даже БТ-7 умудрялись задерживать немецкие колонны действуя из засады. Так же БТ-7 всегда можно было найти применение при организации обороны. Пускай, танк и плохенький, но это всё еще крайне подвижная пушка с пулемётом. В итоге, «семёрка» пройдёт всю Вторую мировую войну. Пускай, и далеко не на первых ролях. Просто не стоит забывать о том, что родилась эта машина всё-таки в другую эпоху и создавалась для совершенно иной войны.
А вот интересное видео с нашего канала - Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг
В продолжение темы читайте про «Макаров»: что говорят американские эксперты о главном советском пистолете.
