
В кино всё не как в жизни. Едва ли это утверждение станет хоть для кого-то откровением. Даже фильм, излишне стремящийся к реалистичности, не будет лишён всякого рода условностей, клише и допущений. Тем более, что многие целенаправленно используют их для нагнетания саспенса (тревожного ожидания). Ибо кинематограф, как и любое другое произведение культуры, в первую очередь апеллирует к чувствам человека, а не к его рассудку. Поэтому чрезмерно ругать фильмы за неправдоподобность всё-таки не стоит. С другой стороны, разбирать устоявшиеся клише - дело не только не вредное, но и полезное.
1. Всесильные противотанковые ружья

Всё не так просто.
Достаточно популярное клише в отечественных фильмах о Великой Отечественной войне. Конечно, выглядит невероятно драматично, когда один-единственный расчёт с ПТСР останавливает немецкий танк (а то и несколько!). Причём чаще всего при этом показываются какие-нибудь средние танки вроде T-III или T-IV. На практике всё гораздо сложнее. Теоретически выстрел 14.5-мм патроном по уязвимому участку действительно может привести к серьёзному повреждению танка или ранению/уничтожению одного из членов экипажа (в первую очередь мехвода). Однако, на практике для остановки танков требовались скоординированные действия сразу нескольких расчётов. Причём в большинстве случаев причиной остановки становилось повреждение ходовой или приборов наблюдения. При этом об уничтожении машины и её экипажа речи чаще всего не шло и близко.
2. Бронетехника горит как спички от РПГ

Танк действительно может загореться, но не сразу.
Вообще даже хорошие фильмы на военную тематику нередко грешат с изображением взрывов. Касается это буквально всей киношной пиротехники от ручных гранат до работы каких-нибудь РСЗО. Чаще всего взрывается так, как будто полыхнула нефтебаза, на которой при этом ещё и склад чёрного пороха организовали… В действительности большинство взрывов выглядит куда скромней. То же самое касается и возгорания любой бронетехники. В кино попадание из ручного гранатомёта чаще всего заканчивается эффектным взрывом. На практике при попадании какой-нибудь кумулятивной гранаты ПГ-7ВЛ можно увидеть лишь скоротечную вспышку и дымное облако. Никаких безумных клубов пламени большинство гранат, мин, снарядов и гранатомётных выстрелов не даёт.
3. Мина взрывается, когда убираешь ногу

Мины взрываются сразу.
Ещё один популярный миф, навязанный современному человеку кинематографом. Количество фильмов, где он встречается, не сосчитать по пальцам. Причём грешат этим как отечественные, так и зарубежные киноделы. Существует это клише с одной единственной целью – нагнать драмы. В действительности же подавляющее большинство мин срабатывает не при снятии нагрузки, а при её оказании. Иначе говоря, если человек наступил на мину – он покойник (или по крайней мере калека). Мины на снятие нагрузки действительно существуют. Однако в этом случае они не работают на оказание нагрузки. Чаще всего такие «сюрпризы» используют для установки ловушек под тяжелыми предметами или для двойного минирования, например, закладывая такую под противотанковую мину.
4. Хитрые ракеты

Большинство ракет не может лететь далеко.
Фильмов о воздушных боях современных самолётов не то, чтобы много. Однако, и те, что всё-таки есть, успели породить и внедрить в массовое сознание некоторые клише. Пожалуй, наиболее бросающееся в глаза – это какое-то абсолютно невероятное поведение ракет типа «воздух-воздух». В отдельных картинах, причём отнюдь не комедийных, такие ракеты в погоне за главным героем умудряются выполнять сложнейшие пируэты, вплоть до разворота на 180 градусов по дуге. При этом часто встречается изображение, когда ракета пролетает мнимо цели, после чего разворачивается! Так не бывает. Во-первых, большинство ракет «воздух-воздух» может летать считанные секунды из-за весьма ограниченного запаса горючего. Во-вторых, едва эта штука хотя бы примерно поравняется с целью она взорвётся. Так как попадать непосредственно в самолёт ракете чаще всего не нужно. Взрыва рядом скорее всего окажется достаточно для критического повреждения оперения цели.
5. «Красота» смерти

В жизни всё выглядит гораздо страшнее.
Некоторые люди традиционно жалуются на жестокость в кино. И надо признать – они по большей части правы. Правда, не совсем с той стороны, о которой думают. Дело в том, что в военных фильмах смерть человека всегда сильно приукрашена и «облагорожена», даже если речь идёт об экранной гибели массовки. Смерть в кино – это хореография. Сегодня гибель солдат на экране изображается не так как в 1990-е, а в 1990-е изображалась не так, как в 1970-е или 1950-е. При этом даже современные военные фильмы, якобы пытающиеся добиться реализма, далеки от суровой действительности. На практике в 9.5 из 10 случаев гибель человека от пули или осколка выглядит абсолютно тривиально и вместе с тем пугающе омерзительно. Чаще всего человек просто неожиданно падает на землю, будто кто-то сначала подвесил мешок с картошкой на верёвке, а потом обрезал её. При этом из-за мощного удара несчастного ещё и как-нибудь «интересно» скрючивает. Большинство людей даже не успевает понять, что именно с ними случилось.
А вот интересное видео с нашего канала - Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг
В продолжение темы читайте про «Макаров»: что говорят американские эксперты о главном советском пистолете.
