
Эффект Манделы – любопытный психологический феномен, описывающий железобетонную уверенность большой массы людей в действительности фактов или событий, которые на самом деле никогда не имели места. Возникает эффект Манделы в результате аберраций памяти, культурных и социальных особенностей той или иной группы населения. Ярчайший чисто бытовой пример описываемого эффекта – вера в существование целой плеяды правил дорожного движения, которых на самом деле никогда не существовало.
1. Миф: водитель обязан уступать идущему по обочине пешеходу

Осторожность соблюдать стоит в любом случае.
Пешеход всегда прав. Пожалуй, главный автомобильный миф, воспринимаемый большинством автомобилистов на уровне рефлекса. Почему? Правильно, ведь случись чего: одному – лежать, а второму не менее вероятно – сидеть. Вдобавок к этому ПДД действительно требуют уважительного отношения к пешеходам. Вот только ПДД вовсе не требуют притормаживать при любом появлении «прямоходящего» в поле зрения «четырёхколёсного», особенно при движении по обочине. На практике уступать тормозить и уступать дорогу автомобилист обязан лишь в случаях, когда пешеход уже вступил на проезжую часть или уже переходит дорогу (14.1 ПДД). Однако, если гражданин просто идёт вдоль обочины, то уже он сам обязан не только соблюдать осторожность, но не мешать транспорту (4.1 и 4.2 ПДД).
2. Миф: можно законно превышать скорость до +20 км/ч

Нет, такого правила нет.
Нештрафуемая планка при определении скорости движения транспортного средства действительно существует. Правда, составляет она, строго говоря, не 20, а 19 км/ч. Однако, было бы ошибкой воспринимать эту юридическую тонкость не иначе как некое «разрешённое превышение». Установленный порог – это не более, чем защита автомобилистов от технических погрешностей аппаратуры. Хотя последняя с годами становится всё точнее, от идеала камеры и радары пока далеки. Таким образом если автомобилист будет двигаться быстрее положенного, нет никакой гарантии, что ему не прилетит штраф. Так, если автомобилист будет идти строго разрешенные, к примеру, 60 км/ч, а оборудование покажет 67 км/ч, то его не штрафуют. Но если гражданин в тех же условиях будет лететь 79 км/ч, то оборудование может показать уже 86 км/ч – и тогда это уже точно повод для «письма счастья».
3. Миф: в дождь скорость нужно сбрасывать скорость на 20 км/ч

В любом случае сбросить скорость полезно.
В правилах дорожного движения действительно есть пункт 10.1, который предписывает выбирать скорость движения с поправкой на внешние условия, в частности погодные и дорожные. Увы, никаких точных железобетонных правил в цифрах на этот счёт нет. В том числе потому, что и быть не может, ибо каждая ситуация в рассматриваемом контексте – уникальна. В свою очередь миф про злосчастные минус 20 км/ч во многом родился из попыток автомобилистов хоть как-то систематизировать размытые и недостаточно конкретные формулировки упомянутого пункта правил. И опять-таки, происходит подобное лишь потому, что нечто «конкретное» человеческому мозгу запоминать намного проще.
4. Миф: «уступить дорогу» означает обязательную остановку

Уступить не значит остановиться.
На самом деле нет. «Уступить дорогу» вовсе не обязательно означает остановиться. Пункт 1.2 ПДД прямо запрещает начинать и продолжать движение, а также выполнять манёвры если это заставить водителя с преимуществом остановиться, снизить скорость или изменить курс движения. На практике правила дорожного движения и реальная обстановка на дороге зачастую оставляют огромное количество возможностей для продолжения безопасного движения без остановки. Помните о том, что «тормозить на всякий случай» — это не всегда хорошо. Во многих вполне нормальных ситуациях излишняя, абсолютно неоправданная осторожность может привести к строго обратным последствиям – замедлить движение потока и даже стать причиной ДТП.

Есть много неточностей в трактовках.
А вот интересное видео с нашего канала - какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие:
В продолжение темы читайте о том, такой разный «Калашников»: чем АК-47 отличается от АК-74 и какой из них лучше.
