
В японской культуре есть немало удивительных обычаев и традиций, многие из которых связаны с достижением внутренней гармонии. Одной из таких определённо является чайная церемония - потрясающий обряд, где каждый элемент имеет огромный смысл и нет ни единого лишнего процесса и движения. Но этот совершенный обычай стал результатом долгой интересной истории, когда лучшие мастера и умы древней Японии оттачивали его столетиями, чтобы другие могли постичь дзен.

Самый ранний свиток, который упоминает чайную церемонию в Японии.
Чай появился в японской повседневности очень давно - его завезли из Китая ещё в раннесредневековую эпоху. Постепенно его популярность возрастала, в XII веке его можно было встретить и у крестьян, и у элиты. Однако изначально никакой конкретной традиции употребления не было: по мнению историков, тогда чай пили примерно с тем же посылом, что и мы сейчас, то есть как обычный приём пищи или сопровождение доброй беседы.

Чай в Японии известен с раннего Средневековья.
А потом наступил XIII век, и местные монахи решили развить этот процесс, создав первую традицию. Считается, что она была сформирована мастером по имени Даё. Правда, ещё около двухсот лет разработанные обычаи не выходили за пределы обителей буддийских служителей, и только потом эти правила употребления чая постепенно проникли в ряды рядовых жителей. Особенно чайная церемония полюбилась самураям - по информации редакции novate.ru, славные воины предпочитали использовать эту традицию как способ очистить разум и душу от ненужных мыслей перед важными битвами.

Самураи стали одними из главных поклонников чая.
Новым витком в истории японской чайной церемонии стал вклад мастера Сэн-но Рикю. Жил этот человек в XVI столетии и быстро завоевал огромное влияние благодаря своему ремеслу. Его чайная церемония считалась настолько совершенной, что среди самураев даже ходило поверье, что после того, как воин отведал чай авторства Сэн-но Рикю, то смерть в бою он точно встретит готовым. Ключом к идеалу чайной церемонии школы мастера Рикю были принципы простоты, эстетики и естественности.

Мастер Сэн-но Рикю.
После смерти мастера Рикю его традиция продолжила удерживать популярность и дальнейшее развитие его потомков. Именно его правила чайной церемонии оказалась основой для знаменитого Садо, который мы знаем и сегодня. В итоге получился огромный обычай, элементами которого является куда большее число объектов, чем кажется на первый взгляд. Ведь частью церемонии является не только правильно подобранная утварь и чай, но даже дом для чаепития и прилегающую территорию вроде сада и тропинок было подчинено правилам построения.

Несколько столетий оттачивания процесса превратили чаепитие в один из главных дзен-ритуалов японской культуры.
В основе чайной церемонии японцев лежит принцип достижения дзена за счёт соблюдения всех правил и процессов, которые при этом должны символизировать простоту и отсутствие всяких излишеств. Главными характеристиками Садо является чистота, почитание, гармония и покой. Сам же процесс представляет собой многочасовой строгий порядок десятков действий, которые отчасти похожи на медитацию.

Церемония подчиняется строжайшему своду правил.
Интересно, что сама церемония формально начинается задолго до непосредственно употребления напитка. Первым шагом является встреча участников обряда мастером в специально выстроенном саду, после чего они по дорожке направляются к цукубаи, или колодцу для омовения. Там очищают ладони и полость рта, а уже потом заходят в чайный домик – тясицу. Как и остаётся традиционным в Японии даже сейчас, перед входом нужно разуться и пройти в скромно обставленное помещение для совершения церемонии.

Современный вид чайного домика в Японии.
В интерьере места для Садо всегда можно найти строгий набор предметов, среди которых будут цветочный букет, свиток с мудрой мыслью, изображение картина либо текст, выполненный каллиграфией - что-то на выбор мастера. Участники чаепития рассаживаются на татами, опускаясь на колени в центре комнаты, рядом с очагом, на котором будет готовиться чай. Еда во время церемонии тоже предусмотрена, в самом начале, и это всегда будут лёгкие блюда, способные утолить голод, но не насыщающие до полного желудка - никакие лишние чувства не должны мешать постижению гармонии.

Цветы и выбранный мастером текст - обязательные элементы интерьера чайного домика.
Перед тем, как будет подан чай, мастер раздаёт участникам сладости, чтобы уравновесить терпкий и горький вкус напитка, так как его всегда готовят из порошкового маття. Далее происходит процесс приготовления этого чая - каждый жест, каждое движение строго регламентировано и несёт особый смысл. От гостей же требуется соблюдение абсолютного молчания - ведь звуки, сопровождающие процесс заваривания, также являются частью медитативной практики.

Зелёный порошковый чай маття - единственный вид чая, который используется во время церемонии.
После того, как чай разлит и подан каждому гостью, наступает следующий этап чаепития - беседа между собой. Традиционными темами для разговора является обсуждение философских текстов или изречений, выбранных мастером для помещения, стихи или искусство. Обязательно кто-то должен задать вопрос о происхождении и истории утвари, которая используется для совершения церемонии. В общей сложности Садо длится около 4 часов, а потом хозяин выходит первый, чтобы провести гостей и оставшись в одиночестве, убирает следы церемонии.
В дополнение к теме: Чем полезен матча и что из него приготовить: 3 чайных рецепта для всей семьи
