В реальных условиях танки используются намного шире, чем может показаться на первый взгляд. Помимо прямых боевых задач они нередко выполняются всевозможные вспомогательные. Как правило, для этого танки приходится оснащать специальным оборудованием. Например, уже после Второй мировой войны можно было увидеть тяжелый танк ИС-2 в нестандартном исполнении. Спереди или позади боевой машины ставилась странная штуковина, напоминавшая сельскохозяйственный плуг. Зачем же она была нужна?
Примерно вот такая штуковина. |Фото: ya.ru.
В годы Второй мировой войны в очередной раз стало совершенно понятно, что тяжелейшие потери соединения пехоты несут в момент сближения с вражескими позициями. Несложно догадаться, что именно в этот момент бойцы наиболее уязвимы для летящих осколков и пуль. Использование бронетехники в качестве средства прикрытия спасает в данном случае не так хорошо, как хотелось бы. Именно поэтому уже после окончания войны советские конструкторы задумались над тем, как удлинить жизнь наступающего пехотинца при помощи инженерных средств.
Анатолий Федорович Кравцов. |Фото: vk.com.
Ответ на данный вопрос нашел советский инженер и полковник Анатолий Федорович Кравцов, который к тому времени уже успел отличиться несколькими удачными разработками. В своем проекте Кравцов предложил создать оборудование для отрыва траншей для наступающей пехоты прямо вслед за танком. Предполагалось, что углубление в земле минимум в 80 см позволит существенном повысить шансы на выживание пехотных подразделений в момент наступления.
Это и есть плуг. |Фото: youtube.com.
Самое смешное, что на фотографиях на ИС-2 действительно прикреплен плуг! Только очень большой и не самый обычный. Называется данное приспособление ТТК или «танковый траншейный копатель». Само по себе устройство не было инновацией. Траншейные копатели широкого использовались в армии в качестве инженерного средства. Ставили их как правило на разнообразные тягачи. Применяли их для создания рвов, окопов и самое главное – отрыва траншей для кабелей связи. Инновационной же была идея переставить траншейный копатель с трактора на танк.
Использовались для отрыва траншей. ¦Фото: voenhronika.by.
Первая модель ТТК была представлена в 1947 году и успешно прошла государственные испытания. За время тестов на полигонах было выкопано 57-км траншей для пехоты и еще 430 км траншей для кабелей связи. В тот же год ТТК в небольшом количестве приняли на вооружение советской армии. Сегодня съемные танковые плуги не используются, однако их функцию выполняют специальные инженерные машины.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать объект 299: как в Советском Союзе пытались вернуть в строй тяжелые танки против желания Хрущева.