
Фото: nevsedoma.com.ua.
После окончания Второй мировой войны в Советском Союзе существовало пять крупных мотоциклетных заводов. Ещё три предприятия занималась производством исключительно малокубатурной техники (мопедов и т.п). В момент времени отечественные мотоциклы стали для советских граждан относительно доступной альтернативой автомобилям. При этом мототехнику советского производства знали и любили не только в самом Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Поставлялись Отечественные мотоциклы в десятки стран, некоторые из которых с годами и вовсе превратились в крупнейших покупателей.
1. Продукция «Ижмаш» - советская звезда Востока

Пользовались большим спросом в Турции и не только. /Фото: bike.net.
В советские времена «Ижмаш» был одним из старейших и крупнейших производителей мототехники. Мотоциклы марки Иж пользовались вроде «Юпитера» и «Планеты» пользовались большим спросом не только на внутреннем рынке, но и за пределами СССР. Особой популярностью продукция Ижевского завода пользовалась в странах Ближнего Востока, в частности в «последней стране Европы и первой стране Азии» - Турции. Линейка «Юпитер» и вовсе заняла особое место в сердце турецких мотоциклистов. Большим спросом советские мотоциклы пользовались до тех пор, пока в Турции не запретили (из-за экологических норм) использование стальных коней с 2-тактными двигателями.
Подставилась ижевская техника и в другие страны, в том числе и на куда более развитые рынки. Второе место в списке иностранных любителей советских «Юпитеров» по всей видимости занимали англичане. Мотоциклы «Ижмаш» поставлялись в Великобританию на протяжении многих лет.
2. Ирбитский завод: броситься во все тяжкие по-советски

Поставлялись в разные страны. /Фото: fahrzeugbilder.de.
Большим спросом на внешних рынках пользовались и советские тяжелые мотоциклы. Плацдарм коммерческого успеха был занят продукцией Ирбитского мотоциклетного завода, а именно мотоциклами серии «Урал». Большие надежды советские промышленники также возлагали на его родного брата – линейку мотоциклов «Днепр», производства Киевского мотоциклетного завода. В конце 1980-х годов на предприятие буквально посыпались экспортные заказы, однако вскоре Союз развалился, и вся тема накрылась медным тазом. В первую очередь советские тяжелые мотоциклы знали и любили в США, а также в Канаде. К слову, в Америке «Уралы» покупают по сей день. Впрочем, рынком за Атлантикой дело в те славные времена не ограничилось. Всё те же «Уралы» неплохо знали в Австралии, целом ряде стран Европы, включая Великобританию и даже на Ближнем Востоке. Например, «Уралы» шли на экспорт в Арабские Эмираты. Кстати, зная историю появления ирбитских и киевских мотоциклов, особенно иронично их экспорт выглядел в Западную Германию.
3. Мотоциклы ЗиД – спрос от Ламанша до Персии

Стабильно покупали в десятках государств. /Фото: bike-urious.com.
Хороший экспортный потенциал был и у советских «Ковровцев», мотоциклов завода имени Дегтярёва, которые сегодня большинство граждан помнит под маркой «Восход». Но вот о чём многие в своё время и не догадывались, так это то, что у «Восходов» тоже были экспортные варианты. Причём от оригинальных моделей, такие отличались настолько, что цена подобного «Восхода» приблизительно соответствовала цене двух мотоциклов «Ява»! На Запад эта техника шла преимущественно мод маркой ЗиД. В странах Западной Европы у «Восходов» был весьма сдержанный успех. При этом мотоциклы пользовались большим спросом в странах Ближнего Востока и Азии. Наибольшую популярность продукция ЗиД приобрела в Турции и Иране. Там их любили за высокое качество сборки, надёжность, выносливость, неприхотливость и высокую ремонтопригодность.
4. Мотоциклы ММВЗ – лучший друг «социализмов со спецификой»

Особой популярностью пользовались в странах Азии. /Фото: moto.zombdrive.com.
Наконец, нельзя не вспомнить и о продукции Минского мотовелозавода. Белорусские «Минск» пользовались большим спросом не только среди советских граждан. Многие соотечественники и не догадывались о том, что продукция ММВЗ активно шла на экспорт, в первую очередь в развивающиеся страны. Большой популярностью мотоциклы «Минск» пользовались в странах юго-восточной Азии. Знали их, впрочем, и в других местах. При этом крупнейшим покупателем стальных коней из Белорусской ССР оставался Вьетнам. На закате существования СССР белорусы также предприняли попытку выйти на американский рынок для чего даже был сконструирован новый бюджетный эндуро. Возможно, если бы распад страны, то из этого начинания даже что-нибудь бы получилось.

Советские мотоциклы знали по всему миру. /Фото: tachanka.com.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
