
Boeing 737 Max задумывался как технологичный и экономичный лайнер, который должен был укрепить позиции компании на рынке. Он получил новые двигатели, усовершенствованную аэродинамику и модернизированную кабину пилотов. Тем не менее серия катастроф, вызванных конструктивными особенностями, изменила его судьбу, поставив под сомнение безопасность и репутацию Boeing.
Авиалайнер Boeing 737 Max

Boeing 737 Max./ Фото: azh.kz
Когда инженеры Boeing взялись за проектирование 737 Max, перед ними стояла непростая задача. Нужно было обновить популярное семейство узкофюзеляжных самолётов, сохранив его основные преимущества и улучшив экономичность. К тому моменту конкуренты уже предлагали авиакомпаниям более эффективные решения, и Boeing не мог оставаться в стороне. Так появился 737 Max — обновлённая версия проверенной временем модели, в которой ключевым изменением стали новые двигатели. Главное отличие от предыдущего поколения — наличие современных силовых установок CFM LEAP-1B. Они расходуют меньше топлива и работают тише, но имеют один важный нюанс. Эти двигатели крупнее и тяжелее предыдущих, из-за чего их пришлось размещать выше и ближе к носу самолёта. Такое изменение повлияло на балансировку, а вместе с ней и на поведение воздушного судна в полёте. Чтобы компенсировать новый центр тяжести, Boeing добавил программную систему MCAS, которая в определённых ситуациях автоматически корректировала положение носа.

Boeing 737 Max./ Фото: gazeta.ru
Кроме двигателей, обновился и сам планер. Крылья стали длиннее, а законцовки получили изогнутую форму, уменьшающую сопротивление воздуха. В кабине пилотов появились современные дисплеи, схожие с теми, что используются в Boeing 787. При этом важно было сохранить знакомый интерфейс, чтобы пилотам не требовалась длительная переквалификация. Производитель рекламировал 737 Max как экономичное и удобное решение для авиакомпаний, обещая снижение затрат на топливо и техническое обслуживание без радикальных изменений в управлении. В итоге получился самолёт, который выглядел современным и выгодным для эксплуатации. Boeing рассчитывал, что он быстро завоюет рынок, продолжая традиции успешного семейства 737. Первые заказы подтвердили интерес авиаперевозчиков, и производство развернулось в полную силу. Однако вскоре выяснилось, что за красивыми цифрами и маркетинговыми обещаниями скрывались серьёзные проблемы, которые поставили под вопрос безопасность новой модели.
Падший Boeing

Крушение в Индонезии./ Фото: bwbx.io
Первый серьёзный инцидент произошёл в октябре 2018 года. Самолёт индонезийской авиакомпании разбился через несколько минут после взлёта. Все находившиеся на борту погибли. Расследование показало, что причиной стала неправильная работа системы MCAS, которая на основе ошибочных данных датчика угла атаки отклоняла нос самолёта вниз, пытаясь скорректировать несуществующий риск сваливания. Экипаж пытался справиться с ситуацией, но автоматика продолжала вмешиваться, пока воздушное судно не потеряло управление.

Крушение в Эфиопии./ Фото: abcnews.com
Через несколько месяцев, в марте 2019 года, трагедия повторилась. На этот раз самолёт той же модели, принадлежавший африканской авиакомпании, потерпел крушение при аналогичных обстоятельствах. Система MCAS вновь сыграла ключевую роль в катастрофе. Выяснилось, что пилоты не были осведомлены о её особенностях и не имели достаточной подготовки для работы с ней в экстренных ситуациях. Эти две аварии привели к гибели сотен людей, что стало причиной масштабного расследования и серьёзных последствий для Boeing.

В конструкции оказались дефекты./ Фото: vk.com
После второго крушения многие страны запретили эксплуатацию 737 Max. Первой на это пошла Китайская Народная Республика, затем последовали страны Европы, США, Канада и другие. В итоге воздушные суда этого типа были вынуждены простоять на земле около двадцати месяцев, пока Boeing не внёс изменения в систему управления и не доказал её безопасность перед авиационными властями. Запрет на полёты повлёк за собой значительные финансовые потери для авиакомпаний, вложивших средства в новые лайнеры. Некоторые перевозчики потребовали от Boeing компенсаций, а другие вовсе разорвали контракты. Репутация производителя оказалась под серьёзным ударом, и ему пришлось пересмотреть подход к сертификации своих самолётов. Власти США инициировали проверки всей линейки Boeing, а регуляторы других стран усилили контроль за процессом разработки новых воздушных судов.

Дефекты были критичными для работы./ Фото: dzen.ru
Даже после возврата на маршруты доверие к 737 Max оставалось под вопросом. Некоторые авиакомпании отказались от закупок, другие вернули ранее приобретённые самолёты. Например, в Европе после внесённых доработок модели разрешили вернуться в эксплуатацию, но ряд перевозчиков в Азии и Латинской Америке предпочли пересмотреть свои стратегии в пользу конкурирующих моделей. Тем не менее самолёты продолжили летать, а Boeing сделал всё возможное, чтобы доказать их безопасность.
Скандал

Инцидент с дверной заглушкой./ Фото: npr.org
Последний скандал вокруг Boeing вновь поставил под сомнение качество его самолётов и процессы контроля безопасности. В начале 2024 года в одном из рейсов авиакомпании, использующей 737 Max, произошёл инцидент с аварийным выходом. Во время полёта часть фюзеляжа неожиданно отделилась, что вынудило экипаж совершить экстренную посадку. Никто не пострадал, но этот случай привлёк внимание авиационных властей и общественности. Как показало расследование, проблема могла быть связана с дефектами сборки на заводах Boeing. В ходе проверок выявились нарушения в производственном процессе, что поставило под сомнение эффективность контроля качества. Это стало поводом для массовых проверок, выявивших ряд других недочётов, включая проблемы с фиксацией панелей фюзеляжа и возможные дефекты конструкции. В результате регуляторы вновь заговорили о необходимости ужесточения норм для сертификации самолётов.

Boeing 737 Max./ Фото: independent.co.uk
После этого случая некоторые авиакомпании начали пересматривать свои заказы на 737 Max, а акции Boeing резко упали. Руководству компании пришлось признать наличие проблем и пообещать исправить все выявленные недостатки. Вскоре началась масштабная инспекция всех находящихся в эксплуатации самолётов этой модели, а также контроль качества на производственных линиях. Власти США обязали Boeing предоставить отчёт о предпринимаемых мерах, а ряд стран временно ограничил поставки новых лайнеров. Несмотря на все эти события, 737 Max продолжает использоваться на многих маршрутах. Причина в том, что для авиакомпаний замена всего флота — слишком затратный процесс, а альтернативные варианты не всегда доступны в нужных количествах. В некоторых странах перевозчики не спешат отказываться от Boeing, поскольку модернизированные версии лайнера уже получили одобрение авиационных властей. Кроме того, с возвращением самолёта в эксплуатацию число инцидентов сократилось, и со временем внимание к этим событиям постепенно ослабло. Каждая новая неисправность или технический сбой вызывает новые волны недоверия, и будущее 737 Max остаётся неопределённым. Boeing приходится прилагать огромные усилия, чтобы вернуть доверие как авиакомпаний, так и обычных пассажиров.
Среди выпущенных компанией Boeing самолётов было много много легендарных моделей, но из-за допущенных ошибок и серьёзных происшествий доверие к производителю сильно упало.