
Фото: fishki.net.
Когда речь заходит об использовании реактивной тяги, то большинство граждан в первую очередь вспоминает о различных летательных аппаратах. Впрочем, авиация – далеко не единственная область применения различных реактивных двигателей, в частности газотурбинных установок (ГТД). Наиболее известной машиной с ГТД не из числа «крылатых» остаются советские танки Т-80. К слову, современные американские М1 «Абрамс» так же ездят на газотурбинных двигателях. Но если о танках на ГТД граждане слышали хоть что-то, то о существовании подобных автомобилей скорее всего и не догадываются.
1. БелАЗ ТВ-2-117: карьерный самосвал с вертолётным сердцем

Сначала был БелАЗ. /Фото: zr.ru.
Первый советский ГТД был авиационным. Появилась установка Льва Берне ещё в 1936 году. Интерес к газотурбинным двигателями как силовым установкам для наземной техники возник почти сразу, однако развитие тема получила лишь после окончания Второй мировой войны. Взлёт интереса к «нетрадиционному» применению таких установок начался в 1950-е годы. А в 1960-е годы специалисты Белорусского автомобильного завода решили поставить ГТД на один из своих карьерных самосвалов. Разработка перспективной машины велась в тесном сотрудничестве с коллегами из НАМИ. Инженером было до чёртиков интересно, сможет ли здоровенный 120-тонный автопоезд ездить на вертолётном ТВ-2-117. Ответ оказался утвердительным. Однако, уже на первом туре испытаний стало очевидно, что тянуть-то двигатель тянет. Однако, для работы в гигантском самосвале авиационной установке никакого ресурса не хватит. И хотя проект оказался провальным, идея установки ГТД на грузовой автомобиль не отпускала советских инженеров ещё почти два десятка лет.
2. КрАЗ-Э260Е: советские газотурбинные грузовики

Потом попытались сделать грузовик. /Фото: trucksplanet.com.
Пример белорусов оказался заразителен. В начале 1970-х годов светлые головы советских конструкторов посетила гениальная идея: вписать «автомобильный» газотурбинный двигатель в обычный грузовик! Для этого был взят экспериментальный двигатель ГАЗ-99Д. Однако, для грузовика установка всё ещё была слишком мощной и оборотистой, из-за чего опытный автомобиль так же пришлось оснастить дополнительным редуктором. Первый образец опытного КрАЗ-Э260Е собрали и испытали в 1974 году. Стало очевидно, что в сравнении с дизелем ГТД отличается меньшими габаритами и лучшей экономичностью. Проблема была лишь в том, что работу с такой установкой не выдерживала трансмиссия автомобиля. Советские конструкторы пытались устранить недостаток до начала 1980-х годов. Однако, в итоге стало понятно: для КрАЗ газотурбинная установка слишком мощная штука.
3. НАМИ-053: реактивный автобус

Был даже реактивный автобус. /Фото: auto.rambler.ru.
Представить себе танк на ГТД не сложно. Грузовик – тем более. Но как насчёт автобуса? Сложно поверить, но и такой проект в Советском Союзе был. Занимались разработкой специалисты НАМИ. Работы по перспективной машине велись в тесном сотрудничестве с коллективом завода имени Лихачёва. За основу реактивного автобуса было решено взять первый советский междугородний ЗИЛ-127. Замена оригинальной дизельной силовой установки на газотурбинную также сопровождалась совмещением силовой и компрессорной части для исключения риска самопроизвольного выключения двигателя. Первоначально ГТД НАМИ-053 обладал отдачей более 350 «лошадок», однако спустя некоторое время советские конструкторы сократили этот показатель почти в два раза. И даже в этих условиях экспериментальный ЗИЛ разгонялся до 130 км/ч! Однако, уже в ходе испытаний стало понятно: от ГТД в автобусе больше проблем, чем пользы. Мощный двигатель стал причиной ускоренного износа многих компонентов машины. Кроме того, резко возрос расход топлива.
4. Советские «Горынычи», которые совсем не змеи

Для очистки ВПП. /Фото: auto.onliner.by.
Единственным гражданскими серийными автомобилями (и тракторами) использовавшими реактивную тягу оказались в СССР «Горынычи». На самом деле под этим прозвищем скрывается целая плеяда машин с разными шасси, хотя чаще всего подобную технику делали на базе грузовиков КрАЗ. В отличие от машин, перечисленных выше, «Горынычи» приводились в движение обычными дизельными установками. Установленные же на них реактивные двигатели применялись не для движения, а для очистки дорог от льда и снега. Строго говоря, чистили ими даже не дороги, а взлётно-посадочные полосы преимущественно военных аэродромов. Как правило, в качестве снегоочистительной установки использовался двигатель от самолётов МиГ-15 или МиГ-17. Применялись «Горынычи» вплоть до недавних пор, пока их не стали менять на принципиально другую современную снегоочистительную технику - менее шумную, менее прожорливую и не портящую дорожное покрытие.

ГТД не отпускал годами. /Фото: en.wikipedia.org.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
