Любая техника рано или поздно изнашивается, ломается или приходит в негодность любым другим образом. Когда наступает заветный момент, большинство машин отправляется в «последний путь». Самолеты здесь не исключение. Однако, просто ли их списывают на свалку? В конце концов, самолет куда сложнее автомобиля, и едва ли его стоит пускать под пресс самым банальным образом.
У самолетов есть свои кладбища. |Фото: pxhere.com.
Самолеты, как и морские суда, служат достаточно долго будучи продуктом высокотехнологического производства. Некоторые авиакомпании меняют машины каждые 5-6 лет. Однако, такой непродолжительный срок служат, как правило ,самолеты, которые уже успели сменить одного или даже двух хозяев. Общий срок службы большинства летающих машин стремится к 20 годам. Конечно же, максимальный срок эксплуатации определяется качеством сборки самолета и тем фактом, не получал ли он серьезных повреждений во время использования. Тем не менее, день «заслуженного отдыха» рано или поздно приходит, и здесь дальнейшая судьба самолетов сильно разнится.
1. Повторное использование
Иногда самолеты превращают в что-то новое. |Фото: visitsmolensk.ru.
Пожалуй, это самая редкая вещь, которая случается с отработавшими свое самолетами. Ведь летать эти машины больше не могут и не должны. Тем не менее, многие компании приобретают старые борта для создания чего-либо на их базе. Самый простой пример – постройка гостиниц, кафе и ресторанов на базе самолетного фюзеляжа. Бывают и более экзотические примеры использования старых машин. Например, компания VirginGalactic в свое время купила несколько списанных самолетов Боинг-747 и сделала из них космический аппарат. Наконец, какие-то редкие или выдающиеся машины могут использоваться для создания музейных экспонатов.
2. Пора на кладбище
Большинство самолетов отправят на кладбище. ¦Фото: photoforum.ru.
Так как самолет является продуктов исключительно высокотехнологическим, то в большинстве случаев его нельзя просто так взять и выбросить на свалку. По этой причине самолеты отправляют на специальные кладбища, где они остаются прозябать под открытым небом. На сегодняшний день в мире огромное количество самолетных кладбищ, где космическое количество машин ждет пока их частично или полностью утилизируют. В идеальном варианте кладбища самолетов – это лишь место временного пребывания. К сожалению, «временность» имеет обычай затягиваться на неопределенный срок из-за финансовых и бюрократических вопросов.
3. Утилизация и рационализация
Утилизировать самолет полностью - сложно. |Фото: doseng.org.
Идеальный вариант для отработавшей свое машины. Пассажирский авиалайнер – это несколько тонн черного металла, многие килограммы цветного, в том числе золота и серебра. Помимо этого, это резина, пластик, стекло. Все это добро представляет ценность. А самое главное, что утилизация самолетов защищает природу от загрязнения. К сожалению, многие авиакомпании не считают нужным тратить средства на утилизацию, предпочитая просто загнать самолет на кладбище, а найти покупателя машины для разборки на вторичный продукт – не так уж просто. Чаще всего самолеты подвергают частичной утилизации: с них снимаются все агрегаты, оборудование и дорогостоящие узлы. Часть отправляется на переработку, другие проверяются и используются повторно. Все потому, что большая часть самолетной аппаратуры имеет срок годности больше, чем сам самолет.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 5 легенд о советской авиации, которые продолжают бытовать среди обывателей.