
Про американский танк М4 «Шерман» знает едва ли не каждый. Хотя бы и благодаря кино с Брэдом Питтом! Однако, не каждый знает, что в начале 1940-х годов у американцев был и другой куда менее известный, но до поры до времени не менее распространённый средний танк М3. Уже одного взгляда на эту машину достаточно, чтобы понять, что она, мягко говоря, не красавец. Впрочем, внешность не главное… Во всяком случае если речь идёт о людях. Но распространяется ли этот принцип на боевую технику?

Сначала был провальный М2.
В 1939 году на вооружение армии США был принят новый средний танк. Машине специалистов Рок-Айлендского арсенала был присвоен индекс М2. В серийное производство М2 пошёл уже после начала Второй мировой войны. При этом несмотря на заказ в 1000 танков, поставщик к декабрю 1940 смог сделать всего 6. Боевое крещение экспериментальная новинка прошла в ходе первых столкновений с вермахтом на территории Западной Европы. Там быстро стало понятно, что «новейший» М2 не в состоянии тягаться даже приблизительно на равных с немецкими танками Т-III и Т-IV. Как не сложно догадаться, так был признан неудачным… В срочном порядке американцы бросились дорабатывать новинку, что в одночасье шагнула из категории инновационной техники, в категорию морально устаревшей.

После 1940 года танк модернизировали.
В 1941 году в производство пошла улучшенная версия оригинальной конструкции – средний танк М3 «Ли» (в честь одного из генералов времён гражданской войны в США). Внешний вид этого «чуда» отсылает если и не ко временам Первой мировой войны, тот, как минимум к середине 1930-х. Сложно поверить, что в тот же момент в США запускали в серию куда более прогрессивный и современный М4 «Шерман». Справедливости ради, на вооружении самих США сомнительные М3 стояли весьма условно. После начала войны стало понятно, что поставляться эта техника будет главным образом другим странам, в первую очередь Великобритании в рамках программы ленд-лиз. Что интересно, последние «Ли» под короной Его Величества довоёвывали ещё в 1945 году! Некоторое количество этих танков дальнейшем было поставлено и в СССР. Всего американцы выпустили около 6.5 тысяч эти «красавцев».

Машина получилась так себе, но отнюдь не ужасной.
К чести американских конструкторов стоит отметить, что при создании М3 из неудачной конструкции М2 было выжато всё. В процессе модернизации машину основательно доработали: нарастили в 1.5 раза броню, установили новый двигатель, нарастили вооружение. Кстати, у М3 «Ли» в отличие от большинства других западных танков той поры силовой агрегат был дизельным, а не бензиновым. Благодаря мотору General Motors этот 28-тонный «горбун» мог разгоняться до 46 км/ч. Количество пулемётов в танке довели до 3-4, но главное было конечно же в установке новой 75-мм пушке, в дополнение к 37-мм доставшей от оригинального М2. При этом в «Ли» новая пушка была установлена не в башне, а в смещённом вправе спонсоре! Из-за этой особенности некоторые ошибочно считают М3 многобашенным танком, хотя с технической точки зрения этой всё-таки не так.

Танк спас англичан в Африке.
Что удивительно на практике наш хромающий на обе ноги горбатый и заикающийся «очаровательный уродец» показал себя не так уж плохо. Нет, машина была откровенно никудышной. Однако, на момент кампании союзников в Северной Африке ленд-лизовские М3 «Ли» де-факто оказались единственной машиной (присутствующей на фронте в товарном количестве) способной оказывает эффективное противодействие немецким Т-III и T-IV. Во многом эта стало возможным благодаря адекватному артиллерийскому вооружению: 75-мм пушка танка оказалась как нельзя кстати весной 1942. Неплохо показало себя и лобовое бронирование М3. Так уж повелось, что самые красноречивые оценки оружию обычно дают непосредственные участники. Так, вот при Эль-Аламейне британские солдаты прозвали заокеанские М3 не иначе как «последней надежной Египта». Падение боевой ценности М3 произошло лишь после появления в Африке первых «Тигров». Однако, случилось это лишь после поражения Эрвина «Лиса пустыни» Роммеля при Эль-Аламейне.

А вот в Красной армии М3 не понравился.
В Советском Союзе первые М3 «Ли» оказались только весной 1942. Американский танк принимал участие в майском наступлении Красной армии, сражался под Ржевом и на Кавказе, участвовал в битве на Курской дуге. При этом уже первый опыт применения М3 оказался малоудачным. Иномарку со спонсорской компоновкой красноармейцы похвалили за комфортабельность – внутри М3 было так много свободного места, что при желании там можно было бы жить! Однако, всё остальное, кроме быть может огневой мощи, на фоне отечественных машин откровенно хромало. Главной же проблемой был необычайно высокий профиль. Если отечественный Т-34 был в высоту всего 2.4 метра, то высота заокеанского М3 переваливала за отметку в 3.1 метра. В купе с не очень солидным бронированием (по меркам 1942 года), профиль М3 превращал танк в передвижную могилу на 6 человек. Поэтому в Красной армии использовать американских здоровяков пытались главным образом в качестве САУ. А спустя некоторое время среди иномарок и вовсе отдали предпочтение более совершенной новинке в лице М4 «Шерман».
А вот интересное видео с нашего канала - почему католические священники носят белый воротничок:
В продолжение темы читайте о том, какие бывают стили стрельбы из лука, и где какими пользовались.
