Пожалуй, по количеству применения различных видов техники во время Второй мировой войны с авиацией может сравниться только бронетехника. И намерения немцев уничтожать ее с помощью тех же самолетов кажется абсолютно логичной. Вот только разработанный для этих целей штурмовик, который должен был стать противотанковой «панацеей», в реальности обернулся настоящим провалом.
Немецкий машиностроительный концерн «Хеншель» еще до начала войны успел выпустить не одну успешную модификацию различного вооружения. Были среди них и самолеты. А когда на Западном фронте отлично себя показали их пикирующие бомбардировщики Hs 123, компания получила заказ на серийное производство другой многообещающей единицы авиации – штурмовика Hs 129.
Интересный факт: в люфтваффе самолету придумали оригинальное прозвище - «Консервный нож».
Концерн «Хеншель». /Фото: car.at.ua
Первоначально самолет подавал большие надежды. Взяв на вооружение опыт одномоторных немецкого Ю-87(Ju 87) и советского Ил-2, на новый самолет установили два двигателя. Такая модернизация, при отказе одного из моторов, позволяла удержать машину в воздухе. Так самолет обзавелся дополнительной защитой от легкой артиллерии, что было очень важным для «работы» авиации по наземным целям.
Двигатель на Hs 129 - Gnome Rhone M05 Mars. /Фото: wikipedia.org
Можно сказать, что Hs 129 должен был стать первым шагом на пути к осуществлению мечты немцев – создать «летающий танк». В предыдущих модификациях штурмовиков использовались мелкокалиберные 38-миллиметровые автоматические пушки, которые не могли пробить броню того же Т-34 с высоты, и им приходилось уходить в пике.
На штурмовик возлагались большие надежды. /Фото: worldofwarplanes.ru
На «Консервный нож» устанавливали 75-миллиметровые танковые пушки КвК-40 с автоматической перезарядкой. За один подлет к цели, по ней можно было выстрелить 3-4 раза. В теории, наличие такой крупнокалиберной автоматической пушки должно было позволить поражать танки с расстояния до 1000 метров.
75-мм гильза противотанковой пушки. /Фото: reibert.info
Однако на этом, как в итоге выяснилось, преимущества надежды авиации Третьего рейха заканчивались. Ни броня, ни мощное вооружение самолета не оправдало ожиданий. В итоге, за все время производства Hs 129 их было выпущено менее тысячи единиц. Основной причиной такого разочарования было низкое летное качество самого самолета.
Самолет Hs 129. /Фото: e-reading.club
Крупнокалиберные КвК-40 оказались слишком тяжелыми для маломощных двигателей самолета. Да и сами орудия так и не стали достаточно эффективными: летчики были неспособны во время полета поражать цели с тех расстояний, которые могли им позволить пушки.
Более того, орудие давало слишком сильную отдачу, и самолеты не могли справиться с вибрацией. В ряде случаев такая «встряска» даже сбивала штурмовик с курса. Выяснилось, что полагаться на мощное вооружение Hs 129 было ошибкой.
Атака штурмовиком танка. /Фото: inosmi.ru
Оказавшийся сверхтяжелым самолет, как стало понятно уже во время его эксплуатации, имел ряд конструктивных недостатков, которые окончательно сводили на нет преимущества «Консервного ножа». К примеру, он был оснащен крепким 75-мм бронестеклом, которое обеспечивало дополнительную защиту, но одновременно затрудняло летчику обзор.
Еще одной проблемой в оснащении Hs 129 оказалось отсутствие стрелка в хвостовой части. Это делало самолет уязвимым для вражеских атак и малополезным без сопровождения истребителями при выполнении боевых задач.
Чертёж Hs 129. /Фото: airwar.ru
Но самые большие неприятности случались с «сердцем» Hs 129. Французский двигатель оказался довольно чувствительным к грязи и пыли. Это стало губительным для самолета, и он требовал переоснащения. Но даже эти меры не спасли ситуацию: большое количество машин данной модификации были отправлены в Северную Африку, где засушливый климат и огромные объемы песка в воздухе привели к ряду крушений «Консервного ножа». В итоге формирование штурмовых отрядов на основе Hs 129 командованием было признано нецелесообразным.
Самолет, не оправдавший ожиданий. /Фото: topwar.ru
В дополнение к теме: большинство самолетов все же получаются удачными, например 19 самых лучших моделей боевых военных самолетов всего мира.