Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Возьмем какой-нибудь советский лайнер Ту-104 от 1955 года производства. Экипаж машины состоял из 5 человек: командира, второго пилота, штурмана, бортрадиста, бортмеханика. Или можно посмотреть на какой-нибудь британский DH.106 Comet от 1949 года. Его экипаж был первоначально из 4 человек: командира, второго пилота, бортинженера и штурмана. А в Boeing 747 от 1969 года экипаж первоначально состоял только из троих специалистов, а сегодня и вовсе состоит лишь из двух – командира и второго пилота. Куда и почему с самолетов исчезли: механики, радисты и штурманы?


Раньше экипаж был большим. |Фото: авиару.рф.

Раньше экипаж был большим. |Фото: авиару.рф.


Начиная с середины 1960-х годов, экипажи самолетов гражданской авиации действительно постоянно сокращаются. Так, в уже упомянутом DH.106 Comet экипаж со временем сократился с 4 до 3 человек. В каких-нибудь советских Ил-86 от 1976 года экипаж первоначально составлял также 4 специалиста, однако в последствии сократился до 3. Во многих современных самолетах экипажи состоят только из двух пилотов. Во многих, но все-таки не во всех, даже гражданских. Более того, «старомодные» специалисты все еще востребованы по ряду причин в военной и грузовой авиации. Поэтому сказать, что эпоха бортинженеров и штурманов прошла, все-таки нельзя.

Теперь экипажи маленькие. |Фото: drasler.ru.

Теперь экипажи маленькие. |Фото: drasler.ru.


Если с первым и вторым пилотом даже простому человеку все более или менее понятно, то назначение других специалистов на борту обывателю очевидно не всегда. Кратко пройдемся по каждому из специалистов. Итак, штурман – это специалист, отвечающий за прокладку курса, работу с цифровой и топографической картой, наблюдение за работоспособностью навигационного оборудования самолета. Бортинженер, борттехник или бортмеханик (разные уровни технического образования) – это специалист, отвечающий за работоспособность узлов самолета. Он же готовит машину к полету. Он же может устранять незначительные неисправности прямо в небе. Наконец, бортрадист – это человек, обслуживающий бортовую радиостанцию, отвечающий за прием и передачу сообщений.

В военной авиации многие специалисты все еще нужны. |Фото: авиару.рф.

В военной авиации многие специалисты все еще нужны. |Фото: авиару.рф.


Еще в первой половине XX века весь этот набор специалистов был жизненно необходим для любого крупного самолета по причине неразвитости и несовершенства автоматических систем связи и управления. Однако, чем больше развивались средства связи и авионика (автоматическое оборудование самолета), тем меньше становилась потребность в живых специалистах. С каждым годом автоматика снимала с плеч человека все больше работы. Однако, все это касается по большей части только машин гражданской авиации, которая летает в достаточно «тепличных» условиях по заранее установленным курсам и расписаниям. В военной авиации, несмотря на развитие автоматики, люди-специалисты все еще нужны, так как в боевых условиях многие вещи приходится по-прежнему делать вручную.

Военный штурман - это другая история. ¦Фото: 63.ru.

Военный штурман - это другая история. ¦Фото: 63.ru.


Кроме того, перечень обязанностей военного штурмана отличается от перечня обязанностей гражданского. Так, например, в военной авиации штурманы боевых самолетов, помимо навигации, отвечают за наведение вооружений и сброс бомб, фотосъемку и наблюдение. В военной транспортной авиации штурманы ответственны не только за навигацию, но также десантирование личного состава, грузов и техники. Также бывают узкие специальности штурманов, например, штурман-оператор – его работа вообще никак не связана с навигацией машины, несмотря на название.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, зачем у поездов делают «косые» лобовые стекла с отрицательным углом наклона.


Обратите внимание:







3803
18.06.2023 20:42
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё