Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Еще в годы Второй мировой войны в результате освоения мирного и военного атома была кристально ясно, что появление атомных двигателей на кораблях – это вопрос времени. Уже после начала холодной войны советская разведка получила данные о том, что в США ударными темпами ведется разработка авианосцев с ядерным двигателем. Ответить на эту стратегическую угрозу в советском военном руководстве решили с помощью подводных лодок нового типа. Перед конструкторами была поставлена непростая задача…


Американские авианосцы были проблемой. |Фото: infobae.com.

Американские авианосцы были проблемой. |Фото: infobae.com.


В 1959 году Совет министров Советского Союза выпустил постановление «‎О создании подводной лодки с крылатыми ракетами и корпусом из принципиально новых материалов». Такое решение было принято после того, как руководство ВМФ выработало новую стратегию противодействия американским авианосным группам. Военные не желали открыто наращивать флот. Вместо этого предлагалось потратить ресурсы на разработку сверхбыстрых и малозаметных подводных лодок нового типа. Предполагалось, что подобные субмарины смогут при необходимости проникать в американские сектора патрулирования за считанные часы.

Было решено сделать субмарину из титана. |Фото: wikipedia.org.

Было решено сделать субмарину из титана. |Фото: wikipedia.org.


В 1960 году в США на воду должен был быть спущен принципиально новый авианосец типа «Китти Хок». Военные полагали, что американцы будут спускать по одному такому кораблю примерно каждые 3 года. «Перекрывать» американские авианосцы предлагалось как минимум 2 подводными лодками нового образца на каждый плавучий аэродром наиболее вероятного противника. Вдохновения военным предавал тот факт, что в последнее десятилетие советские физики и флотские конструкторы сделали много серьезных открытий и смогли качественно улучшить советский флот. Вот только в случае с субмаринами из новых материалов задача на момент 1960-х годов была поставлена невыполнимая.

Построена была всего одна такая. |Фото: sgnorilsk.ru.

Построена была всего одна такая. |Фото: sgnorilsk.ru.


Советские ученые смогли экспериментально доказать, что для строительства субмарин-перехватчиков нельзя использовать старые материалы. Использовать требовалось титан. Причем в огромном количестве. Только он позволял достичь необходимых скоростных показателей при тогдашнем уровне развития технологий. Титан был не только легче стали, но также прочнее и почти не страдал от воздействия соленой воды. Не менее приятным дополнением было и то, что корпус из титана в теории не нуждался в использовании дополнительных шумопоглощающих элементов. Так появился проект 661 «Анчар», главным конструктором которого был назначен Николай Никитич Исанин.

Подлодке принадлежит рекорд скорости. |Фото: artyushenkooleg.ru.

Подлодке принадлежит рекорд скорости. |Фото: artyushenkooleg.ru.


На чертежной бумаге проекта 661 все было идеально! Новый материал для борта, новейшая парная атомная силовая установка на тепловых нейтронах водо-водяного типа, самое современное оснащение. А вот где не было «все идеально», так это на другой бумаге. Той, что лежала в бухгалтерии. Оказалось, что подлодки «Анчар» при тогдашнем уровне производства будут обходиться примерно в 15 раз дороже аналогичных субмарин, но предыдущего поколения. Поэтому флотское руководство было вынуждено начать резать. Правда, отнюдь не титан, а планы по строительству. Первоначально планировалось заложить 20 «Анчаров». Потом цифру урезали до 10. Потом до 5. Потом до 3, а в итоге даже в Советском Союзе смогли построить только одну такую чудо-подлодку. На воду субмарину К-222 спустили в 1968 году. Прослужила она до 1988-го.

Золотая рыбка оказалась слишком золотой. ¦Фото: drive2.ru.

Золотая рыбка оказалась слишком золотой. ¦Фото: drive2.ru.


Проблемы с «Анчаром» возникали всю дорогу. Так как в Советском Союзе (как и во всем остальном мире) никто до 1963 года не сваривал титановые детали в таких количествах и размерах, то первые две секции К-222 загубили прямо на верфи. На флоте субмарину иронично прозвали «Золотая рыбка» за ее непомерную дороговизну. Тем не менее, чудо-подлодка действительно оказалась настоящим чудом техники, едва спустилась на воду. К-222 «Анчар» до сих пор принадлежит рекорд скорости в подводном положении. Благодаря труду советских конструкторов удалось добиться скорости в 44 узла или 82 км/ч. Увы, проект оказался слишком дорогим даже для СССР. Инициативу свернули сразу после испытаний «Золотой рыбки» и введения ее в состав флота.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, что из себя представляет АПЛ «Дмитрий Донской»: почему подлодку называют самой опасной в мире.


Обратите внимание:







3701
17.01.2023 22:40
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё