Абсолютно любой двигатель автомобиля, включая электромотор, имеет допустимый диапазон оборотов. В случае с двигателями внутреннего сгорания максимальные обороты всегда ограничены электроникой, а минимальные – холостым ходом. Ограничитель в свою очередь нужен для того, чтобы двигатель не раскручивался выше допустимого предела конструктивных возможностей. При этом для двигателя вредны любые обороты кроме так называемых «оптимальных». А вот любая крайность чревата неприятными последствиями как для самого двигателя, так и для машины в целом.
1. Чем вредны низкие обороты?
Любые обороты кроме оптимальных - вредны. /Фото: endurancewarranty.com.
Обывательская логика подсказывает каждому из нас, что чем меньше обороты, тем ниже нагрузка на двигатель, а значит меньше износ компонентов мотора. Но на самом деле все не так просто. Дело в том, что на малых оборотах у двигателя не получается развить необходимой тяги, что чревато неконтролируемым воспламенением топливной смеси в моторе – детонацией. Последняя чрезвычайно вредна для любого ДВС. Вдобавок к этому для многих автомобилей актуальна еще одна проблема: из-за низких оборотов падает эффективность работы масляного насоса, что становится причиной недостаточной смазки подвижных компонентов двигателя. В добавок к этому, низкие обороты также чреваты ускоренной «закоксовкой» двигателя.
2. Чем вредны высокие обороты?
Как же быть? /Фото: oto.com.
С высокими оборотами ситуация обстоит куда проще и очевиднее. Продолжительная работа двигателя на пределе возможностей значительно ускоряет износ всех его компонентов. Даже при полном порядке с уровнем масла двигатель рано или поздно перестает успевать прогонять через себя достаточно количество смазочного материала. Особенно опасны высокие обороты в этом контексте в зимнее время, когда моторное масло теряет известную часть вязкости. Еще одна проблема высоких оборотов – повышенные температуры. Увы, постоянный перегрев элементов мотора и технических жидкостей не проходит бесследно для конструкции агрегата. И конечно же, на высоких оборотах резко возрастает интенсивность трения всех подвижных элементов конструкции, что закономерным образом ускоряет их износ.
3. Так какие же обороты можно считать оптимальными?
С оборотами все сложно. /Фото: drive2.ru.
В общем виде ответа на этот вопрос нет, так как «оптимальные» обороты ДВС – это так называемый средний рабочий диапазон. У каждого конкретного двигателя он будет свой. Подробности на этот счет обычно содержатся в руководстве по эксплуатации транспортного средства. И все же, с известной степенью допущений можно сказать, что сегодня для большинства гражданских легковых автомобилей «золотой серединой» будет диапазон оборотов от 2.5 до 5 тысяч вращений в минуту. При этом эти усредненные показатели не учитывают бензиновых двигатели, оснащенные механическим компрессором или турбонаддувом.
Полностью уберечься не получится. /Фото: wikimedia.org.
Для двигателей с турбиной средний показатель сокращается примерно до 1.7-1.8 тысяч в минуту. Что же касается дизельных моторов, то они в большинстве случаев не такие высоко оборотистые, как бензиновые. Для них «средний» показатель находится в диапазоне 1.5-3.5 тысяч оборотов в минуту, если речь идет о легковых автомобилях. Соответственно, любой показатель оборотов выше или ниже заявленных «оптимальных» значений будет вредным для любого мотора. Это не значит, что без высоких или низких оборотов получится обойтись в принципе. Однако, по возможности автомобилистам следует избегать работы двигателя в «крайних» режимах.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 4 популярные ошибки в эксплуатации МКПП, которые загонят машину на свалку.