Палисадники и сады на приусадебном участке или во дворе – прекрасное дополнение, радующее глаз, но, когда благоухающие клумбы, а то и целые парки размещаются высоко над землей, на крыше (где их не должно быть), впечатления становятся и вовсе не забываемые. Кому посчастливилось прогуляться по травке или просто посидеть в тени деревьев на крыше, наперебой утверждают, что в таком саду воздух кажется более свежим, трава кажется зеленее, город – дальше, чем он есть на самом деле. Это волшебство заметили еще в древности, поэтому начиная со знаменитых Висячих садов Вавилона и заканчивая вертикальными лесами и садами «под небесами» такой способ озеленения был и остается самой восхитительной частью цивилизованного общества.
1. Зиккураты Древней Месопотамии
Издревле люди знали, что «живая» крыша является прекрасным защитным слоем. | Фото: novostiifakty.mediasole.ru.
Еще с незапамятных времен люди научились использовать то, что дает природа, не прилагая особых усилий для создания жилищ. Пещеры, расщелины, гроты, различные норы, покрытые землей и дёрном – все они обеспечивали надежную защиту от непогоды, спасая от холодов в зимние месяцы и от жары летом. С течением времени люди научились строить простейшие землянки, при этом не забыли о преимуществах земляной крыши, щедро покрытой растениями.
Имеются письменные доказательства, что террасы и вершины древних зиккуратов Месопотамии были щедро покрыты растительностью. | Фото: 4evostik.livejournal.com.
Самыми ранними известными записями о садах на крыше являются древние зиккураты Месопотамии. Эти гигантские каменные пирамиды, построенные между 4 тыс. и 600 годами до нашей эры, являются ярким образцом озеленения крыш и террас. Особенностью конструкции зиккуратов являлся тот факт, что ступенчатая пирамида не имела помещений внутри, поэтому ряд довольно широких ступеней, опоясывающих периметр строения, обеспечивал доступ к ярусам сооружения и позволял высаживать растения, включая деревья. Растительность на каждой террасе огромных зиккуратов обеспечивала прохладное, тенистое место для посетителей или просто путников, которые могли в любой момент спрятаться от палящих лучей солнца и отдохнуть.
Структура пирамид-зиккуратов позволяла использовать террасы в качестве основы для высадки деревьев и другой растительности.
Наиболее хорошо сохранившийся образец древнего зиккурата-сада находится в Нанне. Ученые предполагают, что он является прототипом Вавилонской башни, а вот период его строительства пока еще не определен, хотя имеются точные сведения, что за многовековую историю он перестраивался и реставрировался не один десяток раз.
2. Висячие Сады Вавилона
Висячие Сады Семирамиды – фантастический объект из 7 Чудес Древнего мира, ведь факт их существования пока не могут доказать. | Фото: sco.advisor.travel.
Висячие сады Вавилона они же Висячие сады Семирамиды являются одним из ярких примеров озеленения крыш и террас, которые входят в семерку чудес Древнего мира. По сегодняшний день не найдено никаких археологических подтверждений их существования, эта информация подтверждается только классическими писаниями, основанными на устных повествованиях, тем не менее, то что дошло, заставляет восторгаться умением и изобретательностью людей.
Цифровая реконструкция Садов Семирамиды или просто Вавилонских садов. | Фото: paisajesybodegones.com.
Напомним: По одной из версий, строительство невероятной красоты террасных садов затеял царь Навуходоносор II (годы правления с 605 по 562 гг. до нашей эры), известный в свое время полководец, который таким образом хотел развеять тоску своей любимой супруги царицы Амитис, уроженки благоухающей Мидии. Вся эта затея усложнялась тем, что зиккурат длиной 120 метров и высотой 60 м (ориентировочно) возводился в пустыне, где жара и песок были самыми злостными врагами такого начинания. Другие легенды приписывают создание восхитительных садов, покрывающих террасы и вершину зиккурата, легендарной царице Семирамиде (предположительные годы правления Вавилоном IX век до нашей эры), жившей за два века до Навуходоносора II. Как бы там ни было, Висячие Сады Вавилона – это поистине чудо инженерной мысли, ведь поддерживать существование «живой горы» посреди пустыни, куда сложнее, чем само строительство пирамиды.
Стоит отметить, что понятие «висячий сад» предполагает террасное озеленение, где растительность нависает над нижним уровнем.
3. Вилла Мистерий в Помпеях
Исследователи предполагают, что древние римляне любили украшать свои дома висячими садами или «зелеными» крышами (план Виллы Мистерий, Помпеи). | Фото: heathershimmin.com.
Руины Villa dei Misteri, сохранившиеся после трагического для жителей Помпей – извержения вулкана Везувий. | Фото: ru.wikipedia.org.
Имеются предположения, что древние греки и римляне не отказывали себе в удовольствии понежиться в тени садов, расположенных на крышах. Правда, такие развлечения могли позволить лишь богатые слои общества. Мало что было известно о повседневной жизни римлян, например, до 1749 года, когда случайно обнаружили руины города Помпеи, расположенного недалеко от Неаполя, в один миг покрытого многометровым слоем пепла и пыли от извержения вулкана Везувий, произошедшего в 79 году нашей эры. Тот факт, что процветающий населенный пункт оказался погребен, поспособствовал отличной сохранности структуры города, самих строений и следов деятельности людей. Даже на снимке, сделанном исследователями, можно понять, что сады на крыше были неотъемлемой частью жизни древних римлян. Они были продолжением гостиной, местом, где можно было укрыться от жары, местом для общения и обеда. Признаки присутствия одного из таких садов были найдены на крыше Виллы Мистерий, недалеко от северо-западных ворот Помпеи, по дороге в Геркуланум. Вилла представляла собой U-образную террасную аркаду, где растения выращивались прямо в почве на крыше и на террасах.
Древнеримские висячие сады Терми Каракалли и фрагмент сада на крыше виллы Адриана, императорской резиденции в Тиволи (Италия).
4. Скандинавские дерновые крыши
Наиболее распространены «зеленые» крыши были в странах Скандинавии, там они стали народной традицией.
Не все сады на крыше были спроектированы так, чтобы произвести впечатление и служить местом отдыха и развлечений для знати. Крыши (а то и стены), покрытые почвой и засаженные травами или другими растениями для стабилизации земли над жилищем, стали частью жизни и быта народов Скандинавии.
Технология создания «живой» крыши из дерна становится все более популярной среди современников.
Авторы Novate.ru хотели бы напомнить, что издревле люди знали положительные свойства дерновых крыш, обеспечивающих надежную изоляцию, смягчающих пагубное воздействие потоков воды во время осадков. Мощная корневая система растений создавала надежный каркас, связывающий и укрепляющий конструкцию крыши, при этом постоянная потребность в воде обеспечивала сохранность перекрытия от намокания и гниения последующих слоев (балки, слой веток и бересты, выступающий в качестве герметизирующей мембраны, на который и укладывался дерн). Аналогичная техника создания дерновой крыши использовалась во многих регионах Киевской Руси, Сибири и в некоторых восточных странах, а также распространилась по Америке, куда прибывали эмигранты.
5. Палаццо Пикколомини в Пьенца (Италия)
Изображение рая в работах средневековых художников (Lucac Cranach St., Złoty Wiek, 1530). | Фото: historiasztuki.com.pl.
В последующие годы искусство озеленения террас и крыш развивалось не очень быстрыми темпами, сказывалась дороговизна процесса, если речь шла не о сельских домах Исландии и Скандинавии, где дерновые крыши и стены использовались в качестве универсального теплоизоляционного материала в течение сотен лет. В городах обзавестись собственным садом на крыше могли только избранные. Самым известным дворцом эпохи Возрождения, где применялась древняя технология создания садов на крыше, считается Палаццо Пикколомини – частная летняя резиденция папы Пия II.
Амбициозный проект летней резиденции Папы и ее интеграции в ландшафтный парк долины Валь д'Орию (Италия). | Фото: archivo.infojardin.com.
В свое время строительство Палаццо было частью более амбициозного плана развития города, который Папа Пий предусматривал для Пьенцы, своего родного города, находящегося в ужасном состоянии. Кстати сказать, градостроительный проект Пиенцы является одним из первых примеров организации городской инфраструктуры эпохи Возрождения и считается самым ранним примером планирования населенных пунктов в Европе.
Вилла Палаццо Пикколомини стала первым масштабным проектом преобразования бездарной городской планировки Пьенца. | Фото: archivo.infojardin.com.
Проект должен был ознаменовать создание идеального города, который должен был стать шедевром человеческого творческого гения. Дизайн Пьенци знаменовал собой переход от органичного, бессистемного беспорядка средневекового города к запланированному городу эпохи Возрождения. Самой гениальной и новаторской особенностью проекта было обустройство центральной площади, на которой люди могли собираться, общаться и наслаждаться восхитительным итальянским летним солнцем. Она была физическим представлением гуманистических ценностей Папы Римского, стремящегося повысить качество жизни каждого человека.
Зеленые насаждения на крыше папской резиденции Палаццо Пикколомини зрительно сливаются с живописным пейзажем Тосканы. | Фото: minaglobal.com.tr.
А начал преобразования Пий II со строительства личной летней резиденции. В 1463 году Папа поручил Бернардо Росселлино спроектировать палаццо, на вершине которого должен быть обустроен великолепный сад, наполненный скульптурными деревьями и ухоженными зонами отдыха, постепенно вливающийся в Валь д'Орию – культурный ландшафт, который был стать и функциональным, и эстетически привлекательным (сейчас внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Тщательно спланированный и грамотно организованный природно-культурный ландшафт долины Валь д'Ория стал идеальным фоном для экзотического сада на крыше, плавным переходом от покрытия архитектурного объекта до пейзажа уровня улицы, а затем и потянувшийся к низине долины, чтобы создавалось впечатление, будто находишься на вершине горы, щедро покрытой зеленью. Это первый известный пример того, как новая концепция рукотворного ландшафта всецело проектировалась и контролировалась человеком.
Королевская резиденция на острове Isolo Bella и вилла-сад кардинала Борромео (Италия).
6. Мода на «зеленые крыши» в России
В России ограничивались скромными высадками и горшечными растениями, выставленными на крышах или террасах высотных домов.
Первые попытки создания благоухающих садов на крышах общественных зданий в России предпринял митрополит Иона, который распорядился организовать зеленую зону на уровне второго этажа Ростовского Кремля. Произошло это невиданное для Руси событие в XVII веке. Дороговизна процесса и сложность ухода за растениями даже в более и менее благоприятных климатических условиях, притормозили распространение этой технологии. О ней вспоминали лишь тогда, когда нужно было поразить местных жителей и иностранцев. Как правило, такие проекты курировали лишь члены монаршей семьи, включая самих царей или представители состоятельных боярских кланов. Одним из первых ярких образцов озеленения террас и крыш Москвы стал проект создания Верхнего и Нижнего набережных садов, которые располагались на сводах Запасного дворца и Тайницких ворот Московского Кремля.
Учитывая климат региона, с выбором растений мудрствовать не стали, были высажены адаптированные к местности сорта яблонь, кусты смородины. Сеялись однолетние и многолетние травы, такие как анис, шалфей, бобовые и цветочные культуры. При этом все растения высаживались так, чтобы можно было обустроить дорожки, по которым прогуливались избранные, наслаждаясь великолепием природы и журчанием воды, ведь здесь же были оформлены фонтаны и небольшое водоемы.
Относительное массовое увлечение озеленения крыш началось в конце XIX начале XX веков, когда архитекторы проектировали плоские крыши. Правда, чаще всего оформлялись открытые террасы, на которых выставлялись карликовые деревья и различные растения, высаженные в кадках, а между ними обустраивали зоны отдыха и летние столовые.
7. Театр Казино в Нью-Йорке (США)
Появление сада на крыше театра Казино стало новой эрой в озеленении крыш и фасадов небоскребов.
Приблизительно в это же время в крупных городах Соединенных Штатов начали появляться «поднебесные сады», которыми украшали небоскребы или другие масштабные здания, строящиеся по заказу магнатов и крупных владельцев недвижимости (иногда и преображались старинные здания). Инициаторы подобного внедрения полагали, что сады на крыше затмят все другие формы летних развлечений и станут необходимой частью жизни жителей Нью-Йорка. Первый сад на крыше в Нью-Йорке был построен в театре Казино на углу 39-й улицы и Бродвея в 1882 году. Этот проект задуман дирижером и музыкантом Рудольфом Аронсоном, который был очарован парижскими летними театральными садами, которые он увидел во время своего визита в Европу за год до начала строительства. Поскольку цена земли в Нью-Йорке была слишком кусачей, чтобы дублировать европейскую модель садовой сцены на участке, Аронсон решил реализовать идею сцены, окруженной растениями и деревьями на крыше театра. Добавив сад на крыше, театр Казино привлекал огромную толпу желающих насладиться и представлением, и открывающимися видами.
Парки на крышах зданий стали излюбленным местом отдыха американцев.
Экспериментальная сцена была настолько популярной, что побудило руководство/владельцев других театров обустроить сады на крышах имеющихся зданий. Наиболее известными последователями идеи Рудольфа Аронсона являются Мэдисон-сквер и Винтер. Со временем к их названиям прибавили слово парк, поэтому сейчас они известны как Мэдисон-сквер-гарденс и Винтер-Гарденс.
8. Фрэнк Ллойд Райт, Ле Корбюзье: взгляд родоначальников современной архитектуры на «зеленые» крыши
Фрэнк Ллойд Райт вместе с Ле Корбюзье стояли у истоков озеленения фасадов зданий.
В начале XX века архитектурные пристрастия резко изменились, из-за появления новых идей в обществе, ориентированных (в основном) на простого человека и внедрения инновационных строительных материалов. Модернисты, такие как Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье, например, освободились от уз исторической архитектуры, представив совершенно новую форму дизайна, которая не имела отношения к прошлому. В знаменитых «Пяти пунктах современной архитектуры» (Cinq Points de l'Architecture Moderne) Ле Корбюзье обозначил приоритеты новой модели архитектурного дизайна и теории, где «5-я точка» раскрывает преимущества сада на крыше или террасе. Именно эта часть дом предназначалась для гостиной на открытом воздухе, места для занятий спортом и наслаждения свежим воздухом, а не просто сада с растениями и деревьями ради сада. Ле Корбюзье считал крышу «внешней комнатой, местом, где можно быть внутри и смотреть наружу».
Ле Корбюзье одним из первых начал активно использовать крышу для организации общественного пространства, уделяя особое внимание озеленению фасадов зданий, террас и балконов.
Стоит отметить, что плоская крыша, преобладающая в проектах Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье, обеспечивает идеальную платформу для организации парка с растительностью и дополнительного пространства. Кстати, в 1930-х годах Ле Корбюзье воплотил пятый пункт своей теории в жизнь, когда был привлечен в качестве консультанта по двум проектам в Бразилии — зданию Министерства образования в Рио-де-Жанейро (1938 г.) и зданию Бразильской ассоциации прессы (1940 г.), где ландшафтный архитектор Роберто Бурле Маркс смог организовать экзотические сады на крышах этих объектов.
9. Галерея впечатляющих садов и развлекательных зон на крышах современных небоскребов и гигантских архитектурных комплексов
Современные проекты не уступают в оригинальности древним технологиям создания «зеленых» крыш.
Озеленение крыш высоток давно уже стало модной тенденцией.
Масштабное озеленение фасадов зданий и их крыш позволяет восполнить нехватку живых растений на улицах современных городов, не занимая земельные участки (Музея на набережной Бранли, Париж). | Фото: watchrussia.com.
В настоящее время идет озеленение и жилых комплексов, что дает возможность организовать парковые зоны отдыха для их жильцов и гостей.
Пример того, как огромный гостиничный комплекс превратили в живописный холм (спа-отель Rogner Bad Blumau, Австрия).
В наше время озеленяют все – и частные резиденции, и офисные здания.
Сингапур является лидером по строительству зданий, в фасады и крыши которых интегрированы сотни видов растений. Не стали исключением и частные дома, которые эффектно прячут за бетонными решетками и экзотической зеленью.
А вот познавательное видео нашего канала: