Советский Союз эксплуатировал какое-то неимоверное количество грузовиков. Одних только строек по всей страны были тысячи. Отечественная промышленность выпускала огромное количество собственных машин. Однако, их все равно не хватало. Кроме того, Союз активно скупал технику у дружественных стран, что помогало лучше удерживать их в орбите своего экономического влияния.
Серьезная была машина. /Фото: vercity.ru.
Советский Союз производил огромное количество грузовиков, однако их все равно всегда было мало. Поэтому некоторое количество техники СССР на протяжении почти всей истории закупал у производителей третьих стран. Причем конкретно грузовики брали далеко не только в странах социалистического блока или дружественных государствах. Например, Союз закупал лесовозы у японских «Mitsubishi-Fuso» и «Komatsu-Nissan» в количестве 1 и 2.3 тысяч. Кроме того, в Западной Германии закупались грузовики Magirus-Deutz, которые среди прочего принимали участие в строительстве БАМа. Конечно же, закупали технику и в дружественных странах. Например, СССР закупил около 80 тысяч чехословацких грузовиков марки Tatra. Покупали машины и Финляндии. Правда, на фоне других производителей поставки от северной соседки были совсем скромными.
Хорошие были машины. /Фото: autoreview.ru.
Речь идет о финских грузовиках компании «Suomen Autoteollisuus» (Sisu) из города Карьяа. В 1970 году Советский Союз закупил порядка 100 машин финского производства. Подобная партия может показаться откровенно скромной, однако это с какой стороны посмотреть. Дело в том, что даже в лучшие времена «Suomen Autoteollisuus» было небольшим предприятием. История компании началась в 1932 году с производства 1.5-тонных грузовиков. Уже к 1950-му году производство почти полностью перешло на использование узлов и компонентов собственной разработки. Главным же потребителем продукции Sisu оставался внутренний рынок Финляндии, а основным внешним покупателем стал Советский Союз.
Основным внешним покупателем был СССР. /Фото: wikimedia.org.
К началу 1970-х годов «Sisu Auto» помимо грузовиков также занималось производством сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники, а также машин-рефрижераторов. В это время на заводе работало около 1.5 тысяч человек. Ежегодный тираж техники и вовсе составлял до 1 тысячи машин. Таким образом в 1970-1980-е годы Союз покупал у финского завода до 10% продукции. Это было много для Финляндии, однако в самом СССР по понятным причинам грузовики Sisu все-таки были настоящим раритетом. Что, впрочем, нисколько не преуменьшало их достоинств… Те из советских водителей, что все-таки успели посидеть за рулем финских грузовиков и рефрижераторов.
Делают по сей день, но мало. /Фото: sisuauto.com.
Хвалили финские машины в первую очередь за их кабину. Дело в том, что финны делали машины с учетом постоянной эксплуатации в тяжелых северных условиях. Поэтому удобству, тепловой и звуковой изоляции уделялось особое внимание. Внутри кабины Sisu было тепло даже в самые лютые морозы. На грузовиках отечественного производства долгое время ничего подобного, увы не было.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про МАЗ-541: советский богатырь, который играючи тягал самолеты.