Основной боевой танк Т-80 используется до сих пор, несмотря на почтенный возраст. Боевая машина именно используется, а не просто стоит тысячами на складах в законсервированном виде. Принято считать, что 80-ка – это далеко не самый удачное творение советской промышленности. Почему же эти танки просто не порезали на металл, если существуют куда более удачные машины?
Не самый удачный танк СССР. |Фото: livejournal.com.
Интересный факт: несмотря на свою массовость, танки Т-80 достаточно редко используются российской армией в вооруженных конфликтах. И это притом, что за годы советской власти было создано около 10 тысяч таких машин. По всей видимости непопулярность 80-ок связана с их недостатками технического характера. Ругают Т-80 в первую очередь за огромный расход топлива. По пересеченной местности танк может пройти не более 250 км. Для сравнения, другой советский ОБТ – Т-72 проходит по пересеченной местности от 320 до 650 км. Следующим важным недостатком Т-80 является его силовая установка. Строго говоря, сложность ее эксплуатации и обслуживания. Дело в том, что в движение машина приводится газотурбинным агрегатом ГТД-1000Т мощностью 1 тысяч лошадиных сил.
По характеристикам сопоставим с Т-72. |Фото: militourist.ru.
Среди прочих недостатков машины традиционно выделяют незначительное увеличение эффективности главного 125-мм орудия 2А46-1 в сравнении с танком Т-64А, проблемы с автоматом заряжания, недостаточно высокие углы возвышения и склонения пушки. В целом танки Т-80БВМ сопоставимы по своим характеристикам с танками Т-72Б3. При этом двигатель 80-ток потребляет заметно больше топлива, на танк также уходит больше масла. Вишенкой на торте становится то, что Т-80 стоит почти в 3 раза дороже, чем какой-нибудь Т-64 или Т-72. Зная все это, у граждан может возникнуть закономерный вопрос, зачем нужен «другой» 72-ой по цене трех «обычных» 72-ых?
Есть одно важное достоинство. |Фото: govorite.blogspot.com.
На самом деле все дело в двигателе, как это ни странно прозвучит. В среде конструкторов «горячая дискуссия» между питерцами и тагильчанами началась еще в годы СССР. Первые традиционно защищают концепцию ГТД в танкостроении. Вторые обычно отстаивают применение универсальных дизелей. Еще в годы СССР проект танков на газотурбинных агрегатах хотели свернуть. К теме возвращались в «лихие 90-е», а потом в «жирные 00-ые». Тагильчане ратуют за использование дизелей в танках, указывая на дороговизну ГТД как в производстве, так и в эксплуатации. Питерцы в свою очередь апеллируют к достоинствам газотурбинных двигателей в российских условиях. Так как споры ни к чему не привели, танки Т-80 по большей части остаются в «закромах родины» и ждут своего часа. При этом они поучаствовали в каждом вооруженном конфликте с участием России начиная с 1991 года. Правда, используют их чаще даже не сотнями.
Все дело в ГТД танка. ¦Фото: m.btvt.info.
Чем по-настоящему ценен Т-80 и его ГТД? Тем, что 80-ка создавалась как этакий «зимний» или даже «полярный» танк. Дизель заводить в минусовую температуру не просто. Танки приходится прогревать, используя специальное оборудование, сжигая топливо и теряя время. В свою очередь Т-80 заводятся буквально с одного «поворота ключа» (нажатия кнопки!) даже когда на градуснике температура в -40 по Цельсию. Основные запасы танков «пылятся» на случай глобальной войны, в том числе в условиях Крайнего севера. Пускай, 80-ка имеет множество недостатков, но другого газотурбинного танка у страны сейчас нет.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Прорыв»: как появился и что представляет из себя новейший танк Т-90М.