Искусство инсталляции — одна из самых мощных и захватывающих форм современного творчества. В отличие от традиционных направлений, таких как живопись и скульптура, арт-композиции предназначены для заполнения целых пространств и необязательно это будут выставочные площади галерей или культурных центров. Возникнув как полноценное движение в 1960-х годах, искусство инсталляции с тех пор стало одним из самых популярных и распространенных направлений современной художественной практики. Но особенную яркость ему придает развитие технологий, открывшие двери для совершенно новых возможностей в стремлении выразить себя при создании необыкновенных вещей, которые может и не станут мировыми шедеврами, но забудутся точно не скоро.
Краткая история искусства инсталляции
Родоначальником искусства инсталляции можно смело считать Эль Лисицкого. | Фото: navimba.com.
Двух- и трехмерные фигуры от Эль Лисицкого. | Фото: neboltai.ru.
Искусство инсталляции возникло как художественное движение в начале 1960-х годов, но до этого времени происходили попытки создания особого вида жанра, которые и легли в его основу. Еще в 1923 году Эль Лисицкий – советский художник, архитектор-новатор, конструктивист, яркий представитель авангарда активно исследовал связь между живописью и архитектурой, представив миру всемирно известную «Проунскую комнату», где двух- и трехмерные геометрические осколки взаимодействуют друг с другом в пространстве.
Одна из главных работ Курта Швиттерса.
Десять лет спустя немецкий художник-дадаист Курт Швиттерс начал делать свою постоянную серию инсталляций под названием «Мерцбау» (1933 г.), используя деревянные панели, глядя на которые, создается впечатление, что они растут наружу прямо из стен. А вот французский сюрреалист и художник-дадаист Марсель Дюшан стал одним из первых, кто неожиданным образом экспериментировал с траекторией движения посетителей по пространству галереи, заполняя его сложной паутиной, вылившейся в композицию в «Миле струны» (1942 год).
Эпатажные арт-композиции от Класа Ольденберга, который начинал с хеппенингов.
Интересный факт: В 1950-х годах, в США, вошли в моду хеппенинги (театрализованное представление, построенное на импровизации с участием самих художников), представляющие собой яркие и деятельные композиции с грубо собранными объектами, которые, чаще всего носили политизированный характер. Больше всего на поприще перформанс-искусства отличились Клас Ольденберг и Аллан Капроу, которым удалось объединить художественное начало с театрализованными представлениями.
Используя лишь стальной каркас и километры тканей, творческий дует Христо Явашев и Жанна-Клод создавали самые масштабные инсталляции в мире.
К 1960-м годам термин «искусство инсталляции» был принят ведущими изданиями, включая Artforum, Arts Magazine и Studio International, для описания быстро растущей тенденции к ассамбляжам (техника визуального искусства подобна коллажу, только главными деталями становились объемные элементы и целые предметы, скомпонованные на плоскости по принципу создания композиции на картине) и заполнении огромных пространств одним творением. Эти произведения создавались так, чтобы подчеркнуть отрешение от арт-рынка, поскольку подобные художественные композиции творили не на продажу (после выставки все шедевры требовали разборки). Единственным доходом могли стать фотографии и чертежи.
Развитие технологий позволяет погружать зрителей внутрь произведений искусства, делая их участниками захватывающего действа.
Отсутствие финансовой выгоды переопределило дальнейшее развитие направления, сделало его более ярким и неожиданным, ведь творцы могли экспериментировать в свое удовольствие, а не в угоду моде или заказчика. С тех пор инсталляционное искусство, подпитанное фантастическими достижениями в сфере иммерсивных технологий, остается основой современной художественной практики, оно более разнообразно и экспериментально, чем когда-либо.
1. «Холодная темная материя: взорванный вид» от Корнелии Паркер
«Холодная темная материя: взорванный вид» от Корнелии Паркер. | Фото: delartemagazine.com.
Арт-композиция британской художницы Корнелии Паркер «Холодная темная материя: взорванный вид» (1991) — одна из самых ярких и запоминающихся инсталляций конца прошлого века. Чтобы создать эту работу, Паркер заполнила старый сарай домашним хламом, включая старые игрушки, инструменты, посуду и т. д. прежде, чем весь сарай был ...взорван на полигоне одного из подразделений британской армии. Оставшиеся фрагменты креативная художница собрала и подвешивала их в воздухе, создавая иллюзию, будто они парят во время только что произошедшего взрыва. Получившуюся композицию подсветили так, чтобы создавалось жутковатое впечатление какой-то безысходности и неразгаданной тайны. Однако, главной идеей Корнелии было показать не страх смерти, а перспективу возрождения даже самых ненужных вещей, которые каждый из нас хранит в сарае, ведь в ее композиции после взрыва они обрели новую жизнь.
2. «Грибная комната» от Карстена Хеллера
«Грибная комната» бельгийского художника Карстена Хеллера заставляла каждого посетителя участвовать в чьей-то игре. | Фото: theartnewspaper.ru.
«Грибная комната» должна была стать толчком к пробуждению изобретательности и творческого потенциала (работа Карстена Хеллера). | Фото: theartnewspaper.ru.
«Грибная комната» от бельгийского художника Карстена Хеллера — это реализация детской сказки, в волшебный мир которой каждый мечтал или все так же мечтает попасть каждый посетитель Центра искусств Fondazione Prada в Милане. По сведениям Novate.ru, Хеллер намеренно выбрал красно-белый мухомор из-за его психоактивных свойств, сильно преувеличивая размер самих грибов, их цветовую гамму и текстуру, чтобы усилить драматическое воздействие на человека. Подвесив их к потолку вверх ногами, автор идеи заставляет посетителей наклоняться и даже уменьшаться в размерах, пробираясь сквозь «заросли» хрупких на первый взгляд шляпок. Эту инсталляцию Хеллер превратил в интерактивный опыт, который задействует все тело и разум, что позволяет создавать впечатление участия в чужой постановке. Он сравнивает преобразующую силу этих грибов не только с процессом просмотра, главным является взаимодействие человека с произведением искусства, нацеленное на пробуждение изобретательности и творческого мышления в процессе самого движения.
3. Инсталляция «Атомиум» от Андре Ватеркейна в Брюсселе (Бельгия)
Инсталляция «Атомиум» от бельгийского инженера Андре Ватеркейна – культовый символ атомного века и мирного атома (Брюссель, Бельгия).
Арт-композицию Atomium используют в качестве ресторана и смотровой площадки (Брюссель, Бельгия). | Фото: fkell.livejournal.com.
Одной из впечатляющих достопримечательностей Брюсселя является арт-инсталляция Atomium (Атомиум), разработанная бельгийским инженером Андре Ватеркейном, приуроченная к проведению Всемирной выставки 1958 года. Огромная композиция высотой 103 метра, состоящая из 9 сфер, каждая диаметром по 18 метров (изначально покрыта алюминиевым сплавом, а после реконструкции 2006 года сталью), задумывалась как символ атомного века и мирного атома. Стоит отметить, что временная конструкция, созданием которой руководили братья Полак, не была демонтирована после знакового мероприятия. Ее ресторан и обзорная платформа, расположенная в самом верхнем «атоме» (увеличен от кубического фрагмента кристаллической решетки железа в 165 млрд раз), до сих пор встречают гостей. А попасть туда можно на специальных эскалаторах.
4. Инсталляция-фонтан Metalmorphosis от Давида Черны в Северной Каролине (США)
Метаморфозы от чешского художника Давида Черны (Metalmorphosis, Северная Каролина).
Конструкция арт-композиции весом в 14 тонн нержавеющей стали, управляется встроенными двигателями и специальными компьютерными программами (Metalmorphosis, Северная Каролина). | Фото: art-veranda.ru.
Это тот случай, когда арт-композиция является постоянно действующей инсталляцией. Ее автор, известный чешский художник Давид Черны в присущей ему провокационной манере, создал вполне функциональную и динамичную инсталляцию Metalmorphosis, которая стала украшением территории Центра Уайтхолла в Шарлотте (штат Северная Каролина). Это действующий фонтан в виде гигантской трехмерной головы, извергающей поток воды и состоящей с множества металлических платин, которые постоянно движутся, образуя невероятные образы.
5. «Ранчо Кадиллак» от группы неформалов «Муравьиная ферма» в Амарилло (штат Техас, США)
«Ранчо Кадиллак» – арт-композиция из настоящих автомобилей, которые решили не просто покрыть граффити, их частично закопали в землю (Амарилло, штат Техас). | Фото: timeout.com.
Группа хиппи из Сан-Франциско, называющая себя «Муравьиная ферма», пригнала десять классических автомобилей кадиллак просто в чистое поле на частном земельном участке недалеко от Амарилло. Чтобы выразить свое видение нового направления в искусстве, они попросту ...закопали машины в землю (передней частью кузова), одну за другой, назвав арт-объект Cadillac Ranch («Ранчо Кадиллак»). Установленная композиция всегда покрыта граффити (периодически обновляется), хотя иногда, в рамках той или иной идеи, их перекрашивают. Так, например, в 2020 году на короткий промежуток времени их окрасили в сплошной черный цвет под девизом Black Lives Matter (Жизни темнокожих имеют значение).
6. Инсталляция «Бесконечность зеркальной комнаты» от Яёи Кусама
Инсталляция «Бесконечность зеркальной комнаты» от Яёи Кусама – потрясающая иммерсивная композиция. | Фото: theartnewspaper.ru.
Другие зеркальные бесконечные комнаты, автором которых является японская художница Яёи Кусама.
Используя лишь зеркальные панели и цветные огоньки, японская художница Яёи Кусама создала чарующий мир иммерсионного пространства под названием «Бесконечность зеркальной комнаты» или Infinity Room, который приводил в восторг посетителей галерей по всему миру. Хитрость в создании бесконечности состояла в том, что художница вначале установила зеркальные панели на всех плоскостях небольшого помещения, включая потолок и пол, а затем заполнила его крошечными сетями цветных огней или светящихся объектов. Их лучи, преломляясь создают тот самый эффект бесконечности, по которому идут посетители, рассматривая «Вселенную» и призматическое отражение самого себя.
7. Инсталляция из воздушных шаров Evanscent от Atelier Sisuе
Evanescent — это иммерсивная, светлая и впечатляющая атмосфера, подчеркивающая эфемерность и мимолетность (работы Atelier Sisuе).
Яркие, меняющие свою окраску шары, можно было увидеть в 22 крупных городах мира (работы Atelier Sisuе).
Дизайн-студия из Сиднея Atelier Sisu, возглавляемая художниками Ренцо Б. Ларривьером и Зарой Пасфилд, преуспели в создании арт-композиций, украшающих общественное пространство. Совсем недавно творческий коллектив создал арт-инсталляцию из воздушных шаров под названием Evanscent, которую увидели жители и гости 22 разных городов в 12 разных странах мира. Причудливые шары с переливчатыми красками, где бы не были установлены, в крупном торговом центре или на общественной площади, привлекают к себе внимание, громко заявляя о возможностях, открывающихся в связи с развитием новых технологий. В этом случае речь идет не о компьютерных программах, а о материале, из которого сделаны шары. Их покрытие светоотражающей дихроичной пленкой, способной реагировать на меняющийся свет, исходящий от солнечных лучей, отражаясь, вызывает радугу, создает настоящий взрыв красок и эмоций.
9. Галерея удивительных инсталляций со всего мира
Эпические арт-инсталляции одинаково прекрасно смотрятся и на улицах, и площадях городов.
Публичные арт-композиции могут служить и монументальным образцом, и быть приятным дополнением к дизайну дворовых и парковых площадок.
Эпатажная инсталляция для привлечения внимания лидеров крупнейших стран мира и политиков к проблемам экологии (работа Джо Раша, Великобритания).
Арт-композиция из гигантских стальных кругов дает возможность посетителям почувствовать себя лилипутами в Стране Гулливеров (Музей Гуггенхайма в Бильбао). | Фото: dekatop.com.
Арт-инсталляция Planet в парке Сингапура.
Самые неожиданные инсталляции, которые можно увидеть в Парке Dismaland (Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания).
В продолжение темы, предлагаем взглянуть на 7 эпатажных инсталляций, вызвавших неоднозначные ассоциации у зрителей и специалистов.
А вот познавательное видео нашего канала: