В Советском Союзе было разработано и построено огромное количество замечательных грузовиков. Как раз одним из таких был ЗИЛ-133, который в народе прозвали не иначе как «Крокодилом» и «Бабой Ягой». Заслуженный грузовик служит хозяйству на протяжении вот уже многих десятилетий. Хотя ЗИЛ-133 не производится с 1999 года, последние из этих гигантов все еще попадаются на дорогах. При этом, как и у любой другой машины, помимо объективных достоинств, были у 133-го и не менее объективные недостатки.
Одна из лучших машин в своем роде. /Фото: fototruck.ru.
В 1962 году советскими конструкторами Лихачевского завода был сконструирован 2-осный среднетоннажный грузовик ЗИЛ-130, способный перевозить до 6 тонн. При этом еще в начале 1960-х годов на базе оригинальной конструкции 130-го было разработано несколько прототипов в улучшенными характеристиками. И именно благодаря одной из таких разработок появилась 3-осная модель ЗИЛ-133. Новая машина была в значительной степени унифицирована со своим технологическим предшественником, а потому практически не имела принципиальных отличий. Помимо появления уже упомянутой третей оси, 133-я модель отличалась передней управляемой осью, появлением ведущих мостов, наличием межосевого дифференциала с функцией ручной блокировки. Кроме того, в ЗИЛ-133 была заметно увеличена рама.
Отличная машина была. /Фото: fototruck.ru.
Улучшенная версия грузовика могла перевозить уже до 8 тонн полезной нагрузки, а впоследствии грузоподъемность ЗИЛ-133 и вовсе была доведена до 10 тонн. Серийное производство новинки началось в 1975 году и продолжалось вплоть до 1999. За это время на базе 113-го появилось огромное количество специальных моделей: дизельные варианты грузовика, машины, адаптированные для эксплуатации в сельской местности, машины с удлиненной базой, машины с коротким самосвальным шасси, различные модели самосвалов и строительной технике. На основе 133-го даже построили несколько моделей седельных тягачей.
Хорошая машина. /Фото: drive2.ru.
На протяжении многих лет ЗИЛ-133 оставался верным помощником народного хозяйства. На этой машине трудились поколения советских, а затем и российских шоферов. Хотя сегодня 133-их осталось совсем немного, грузовики и краны этой модели все еще попадаются в городах и селах бывших советских республик. Советские водители любили эту машину за мощность, надежность и неприхотливость. Для своего времени у советских конструкторов получилось создать отличный грузовик. Хотя по современным меркам 133-ый не блещет ни отдельными характеристиками, ни комфортом. К слову, на некоторые объективные недостатки грузовика жаловались уже советские водители.
Были и минусы. /Фото: fototruck.ru.
В первую очередь нарекания со стороны советских шоферов вызывали маневренность и управляемость машины. Справиться с ЗИЛ-133 подчас было совсем не просто. Еще сложнее было обуздать габариты грузовика. Особенно размеры машины сказывались во время городских поездок. Ругали советские автомобилисты и неравномерную зарядку аккумуляторных батарей «Крокодила», за неудобный доступ к мотору машины, за слабую конструкцию заднего моста и редукторов. Нарекания вызвала и работа компрессора, который особенно на старых машинах плохо справлялся с накачкой воздушной системы.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте ВАЗ-2101 и Москвич 2141: как давали названия машинам и что они значили.