Эпоха линкоров давно закончилась, но их не забыли и до сих пор с трепетом вспоминают палубную артиллерию огромного калибра. Вид настолько больших орудий сам по себе внушает большое уважение, а последствия артиллерийского удара из главного калибра сложно даже себе представить. Хоть линкоры и оказались довольно бестолковым видом военных кораблей, но их вооружение до сих пор привлекает большое внимание.
1. Линкор класса «Советский Союз»
Линкор «Советский Союз»./ Фото: stihi.ru
На рубеже 1930-1940 годов Советский Союз пытался реализовать наполеоновский план по модернизации собственного военно-морского флота. Военное командование запланировало создание целой серии линкоров, которые на тот момент считались самым лучшим и эффективным оружием на море. Огромная огневая мощь действительно превращала линкор в нечто совершенно удивительное. Был открыт проект 23, согласно которому запланировали постройку четырёх линкоров типа «Советский Союз».
Разработанные для линкора пушки использовали на войне./ Фото: mixyfotos.ru
В 1938 году заложили первый из них, и работы по его строительству продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны, а потом стало не до линкоров. Хоть строительство успели завершить только на одну пятую, но орудийные системы были уже практически готовы. Линкор планировали оснастить девятью орудиями Б-37 калибра 406 миллиметров, разделив их между тремя башнями. К 1941 году конструирование главного калибра было завершено и даже успели собрать 12 пушек и одну артиллерийскую установку для испытаний в полевых условиях. К ней также полагался комплект снарядов. Правда, тестирование пришлось проводить в реальном бою во время обороны Ленинграда.
Производство 406-мм снарядов./ Фото: fotostrana.ru
Орудия снаряжались бронебойными снарядами, причём каждый весил более 1100 килограмм. Все орудия заряжались по раздельной схеме – снаряд отдельно, пороховой заряд отдельно. Причём последний был настолько большим, что пушка могла выстрелить сверхтяжёлым снарядом на расстояние до 45 километров. Столь огромная сила была необходима, чтобы пробить бронированный борт корабля. Снаряд, вылетевший из ствола со скоростью 830 км/ч, легко пробивал 61 сантиметр брони, если расстояние не превышало 5,5 километров.
2. Немецкая береговая защита
Отличные корабельные пушки использовались на суше./ Фото: waralbum.ru
Ещё до начала Второй мировой войны нацистская Германия планировала увеличить своё присутствие на море за счёт нескольких линкоров. Их собирались вооружить орудиями большего калибра, чем были установлены на знаменитом «Бисмарке». Если на уже существующем линкоре стояли отличные 380-миллиметровые орудия, то новый собирались оснастить артиллерией калибра 406 или 420 миллиметров. Эти орудия создавались в 1930-х годах в рамках полнейшей секретности. Германия была связана множеством ограничений после проигрыша в Первой мировой войне, но усиленно готовилась к новым военным действиям.
Дальнобойные орудия обладали большой эффективностью./ Фото: pinterest.ru
Новые орудия изготавливали на заводах Friedrich Krupp AG Hoesch-Krupp, одной из крупнейших промышленных компаний, занимавшейся в том числе и производством артиллерии. Ствол главного калибра вместе с затвором для 406-миллиметрового снаряда весил почти 160 тонн. Предполагалось, что артиллерийские установки будут снаряжаться бронебойными, осколочно-фугасными и полубронебойными снарядами весом 1030 килограмм каждый. Они разгонялись до 810 км/ч и преодолевали расстояние до 43 километров. Разумеется, стволы долго не могли выдерживать подобных нагрузок и были рассчитаны максимум на 210 выстрелов, после чего их приходилось менять.
Некоторые из пушек сохранились по сей день./ Фото: pinterest.ru
Начало войны положило конец и этим планам, едва заложенный линкор был брошен уже в 1939 году, но работы над орудиями продолжились. В итоге двенадцать полностью готовых к использованию 406-миллиметровых пушек превратили в береговую линию обороны, самую мощную в мире на тот момент. Сама орудийная башня представляла собой грандиозное сооружение, для обслуживания которого требовалось около семидесяти человек. В конечном итоге их использовали на поле боя, а потом они достались союзникам в качестве трофеев.
3. Самый большой калибр
Линкор «Ямато» имел мощную артиллерию./ Фото: bangkokbook.ru
Самым известным линкором за всю историю был «Ямато», созданный японскими конструкторами. На родине его считали лучшим творением военного технического гения и прочили большие заслуг на поле боя, но на деле всё оказалось не таким радужным. Линкор практически не участвовал в сражениях, а в случаях, когда он всё-таки попал на поле боя, его огромные орудия ему не помогли. Главный калибр «Ямато» был гордостью японских инженеров.
Пушки линкора были одними из лучших в мире./ Фото: mavink.com
Одна орудийная башня линкора без боеприпасов весила немногим более двух с половиной тысяч тонн, а калибр артиллерийских орудий составлял 460 миллиметров. При этом пушки снаряжались и бронебойными, и зажигательными боеприпасами. Бронебойные боеприпасы планировалось использовать для борьбы с другими судами, а зажигательные имели ещё одну роль – противовоздушную. Во время взрыва, который происходил в воздухе, на большое расстояние разлеталось несколько сотен поражающих элементов. В свою очередь, бронебойный снаряд был рекордсменом с весом 1460 килограмм.
Артиллерию против других линкоров так и не использовали./ Фото: fanfics.me
Во время испытаний пушек было установлено, что 460-миллиметровые бронебойные снаряды на расстоянии двадцати километров сохраняют достаточно энергии, чтобы пробить лист брони толщиной 566 миллиметров.
Среди всех немецких линкоров «Бисмарк» был самым лучшим, и за ним даже организовали настоящую охоту.