На какие только ухищрения не приходилось идти советским автомобилистам, чтобы исправить хотя бы одну из множества проблем. Одно из таких – установка выключателя массы. Этот простой, но действенный ход был очень популярен, и такое устройство в свой автомобиль не устанавливал только ленивый. Но стоит ли делать это сейчас с современными высокотехнологичными моделями?
Проблемы и решения
Частое место утечек - проводка и контакты./ Фото: drom.ru
Выключатель массы – это нехитрое устройство, размыкающее электрический контакт, но с его помощью решалась большая проблема, а именно утечка тока в электроцепях. Автомобиль контролируется и управляется при помощи многочисленных электрических приборов и цепей, а «утечка» значит, что в каком-то из них постоянно потребляется электричество, даже если машина полностью отключена. Возможно, это и не было бы большой проблемой, но в выключенном состоянии, когда не работает генератор, единственным источником тока является аккумулятор, и при постоянной нагрузке он понемногу садится. Если утечка небольшая, батарея будет просаживаться медленно, а водитель при частых поездках неисправность заметит нескоро. Если же заряд теряется достаточно быстро, то уже после проведённых под подъездом выходных машина может вообще не завестись.
Поиск утечки./ Фото: avtoremonto.ru
Причин для этого может быть много: неисправность аккумулятора, неверно подключенное или неисправное электрооборудование, проблемы с электропроводкой или датчиками. В любом случае проблем много, а результат один – разряд батареи. Даже если этот процесс происходит медленно и незаметно, постоянные циклы заряда-разряда на пользу не идут и приводят к снижению ресурса батареи, а значит, её придётся быстрее менять. Большая утечка может привести к глубокому разряду батареи, а такого свинцово-кислотные аккумуляторы очень не любят. Электролит распадается и превращается в воду, электроды при этом тоже страдают. Конечно, батарею можно попробовать «раскачать», но даже в случае успешной реанимации ресурс будет снижен, а ещё пара таких случаев приведут к неминуемой замене.
Выключатель массы возле аккумулятора./ Фото: drive2.ru
В советских автомобилях с утечками тока было сложно, поскольку зачастую устранить их не получалось. Причина тому – далеко не совершенная конструкция, имевшая огромное количество недостатков. Проблемы были правилом, а не исключением, и утечки электричества происходили часто. Как и сейчас, аккумулятор подключался отрицательной клеммой к корпусу для заземления, и если в электрических цепях где-то имеется неисправность, от аккумулятора постоянно поступает ток. Хоть и неизвестно, кто именно первым использовал настолько простой способ решения этой назойливой проблемы, но им стал обычный выключатель, который встраивался в цепь между отрицательной клеммой и автомобилем. Принцип был очень прост: когда водитель запирал машину, он щёлкал выключателем и физически отключал аккумулятор.
Советская противоугонная система
Спрятанный в салоне выключатель./ Фото: drive2.ru
Была у выключателя ещё одна функция – противоугонная. Поскольку о сигнализации, блокировке двигателя и прочих современных премудростях не могло быть и речи, вопрос решался радикально, отключением аккумулятора. Конечно, этот метод был очень примитивным и не мог продержаться против угонщика более 10 минут, но в неудобных условиях быстро завести машину уже было нельзя. Для этого пришлось бы либо ковыряться под капотом, либо искать выключатель, спрятанный водителем где-нибудь в укромном месте. И то, и другое требовало слишком много времени, поэтому угонщик обычно сдавался и уходил.
Современные автомобили
АКБ BMW F48./ Фото: voda64.ru
Базовая конструкция современных автомобилей, хоть и сильно продвинулась в техническом плане, по своей сути осталась такой же. В них используются точно такие же свинцово-кислотные аккумуляторы, да и подключаются они также – отрицательной клеммой к корпусу, поэтому автовладельцев преследует старая как мир проблема. Им по-прежнему приходится искать утечки. Единственное отличие – сложность увеличилась в разы, ведь электросистема стала сложнее и в ней появилось огромное количество компонентов. Последствия тоже прежние – быстрый разряд батареи и риск её выхода из строя. Вот только есть ли какой-то смысл использовать старое решение проблемы, то есть установку выключателя массы? Технически современный автомобиль сильно отличается от старого советского, поэтому и возникает большой вопрос, а что произойдёт с отключением батареи, и вообще, можно ли сделать это безопасно для машины.
Под капотом./ Фото: bmwgroup.com
Конечно, всё зависит от конкретной машины, но далеко не все системы выключаются с поворотом ключа, и одна из них – сигнализация. Пока включен аккумулятор, она исправно работает и защищает вверенную ей собственность, но если аккумулятор будет отключен от бортовой электросети, то и питания не будет, и сигнализация не сработает. Также некоторые бортовые системы находятся в режиме ожидания и включаются по запросу водителя, то есть перестанет работать бесключевой доступ, дистанционный запуск климат-контроля, управление освещением и звуковым сигналом, модуль GPS и прочие. Помимо этого, есть ещё энергозависимая память электронного блока управления двигателя, в которой хранятся данные, собранные во время поездок. На их основе ЭБУ вычисляет оптимальный режим работы двигателя, регулирует состав и количество впрыскиваемой топливной смеси. Впрочем, это не критично, через некоторое время ЭБУ снова определит оптимальный режим, и работа мотора станет более эффективной. При этом также сбрасываются все настройки различной техники, чьё сохранение зависит от наличия питания.
Блок ЭБУ BMW./ Фото: innovationdiscoveries.space
Даже производители не рекомендуют так издеваться над современной машиной. Отключение и подключение аккумулятора может вызвать резкий скачок напряжения, и бортовой системе в таком случае сильно не поздоровится. Автомобильная электроника довольно чувствительна к перепадам напряжения, из-за которых электронные устройства могут выходить из строя. Одно из них – ЭБУ двигателя внутреннего сгорания. Если подобное произойдёт, его точно придётся менять. В общем и целом, сейчас аккумулятор имеет гораздо большее значение для автомобиля, чем раньше, и постоянные его отключения, мягко говоря, неудобны. Гораздо проще потратить некоторое время, чтобы найти утечку и решить проблему, чем рисковать поломкой дорогостоящего оборудования.
Несмотря на современную конструкцию автомобилей, на них по-прежнему ставят проверенные свинцово-кислотные аккумуляторы.