Первые новости о том, что Россия якобы возвращает в строй старые советские БТР-50, появились еще весной 2023 года. По Сети ходило несколько не слишком качественных фотографий с бронетранспортерами, перевозимыми по железной дороге. Сами по себе подобные снимки значат немного, ведь старенькие БТР-50 вполне могли транспортировать к месту утилизации. С другой стороны, часть 50-ых все еще остается на длительном хранении, так почему бы и нет? Но что настолько старая техника может предложить в XXI веке?
Создана после Второй мировой войны. |Фото: dumskaya.net.
Советский бронетранспортер БТР-50 был создан в КБ Котина в далеком 1952 году. За основу был взят плавающий танк 1951 года ПТ-76 производства Волгоградского тракторного завода. Для своего времени БТР-50П хотя звезд с неба и не хватал, тем не менее оставался неплохой машиной. Обеспечивал какую-никакую защиту и огневое прикрытие, мог перевозить до 20 пехотинцев или брать на борт до 2 тонн груза. Также БТР-50П уже умел передвигаться вплавь, что еще больше повышало его потенциальную полезность и расширяло сферу применения.
БТР отлично подходит на роль шасси. |Фото: livejournal.com.
Производились БТР-50 с 1954 по 1970 год. В общей сложности в Советском Союзе успели произвести порядка 6 500 таких машин. По современным меркам 50-ка в качестве бронетранспортера никуда не годится. Штатное вооружение у машины строго пулеметное, калибра 7.62 мм, а толщина гомогенной брони не превышает 13 мм. На длительное хранение эти машины принялись отправлять еще в конце 1970-х годов. Воевать на переднем крае БТР-50 уже сможет едва ли. Хотя, например, в Сербии до сих пор используются модернизированные БТР-50S. Правда, на тамошние 50-ки приделали башню с автоматической пушкой, тем самым заметно повысив огневую мощь старой машины.
Может применяться в качестве тягача и транспортера. |Фото: wiki2.org.
В России ни о чем подобном речи, судя по всему, не идет за ненадобностью. Бросать в огонь БТР-50 никто не намерен. По всей видимости оставшиеся бронетранспортеры используются главным образом в качестве тягачей, шасси и транспорта на сложной местности в тылу. Так, например, на БТР-50 вполне можно установить 82 или 120 мм миномет, превратив машину в подвижную артиллерийскую систему. Старый бронетранспортер также вполне годится на роль артиллерийского тягача, например для транспортировки каких-нибудь 100-мм пушек МТ-12 «Рапира».
Тягач МТ-ЛБ. |Фото: gunsfriend.ru.
Кроме того, такая машина как 50-ка вполне сгодится для подвоза боеприпасов, переброски личного состава (в том числе через водные преграды), а также в качестве средства эвакуации хоть для раненых бойцов, хоть для подбитой техники. В этом отношении БТР-50 имеет много общего с советским транспортером-тягачом МТ-ЛБ «Мотолыга». У них даже двигатели имеют одинаковую мощность – 240 л.с. При этом МТ-ЛБ широко используется в странах бывшего СССР и социалистического блока по сей день. Эксплуатируют их до сих пор даже в Польше. При этом разницы в возрасте между МТ-ЛБ и БТР-50 около 10 лет.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про БТРы вермахта: какие заблуждения о немецкой технике до сих пор на слуху.