В 1946 году между Соединёнными Штатами и Советским Союзом началась холодная война. В тот момент лишь сильные мира сего по обе стороны знали, что единственным настоящим полем боя станут страны периферии в структуре мировой экономики, те, что пока не входят ни в один из блоков и не прикрыты «ядерным зонтиком». Ближний Восток, Африка, Южная и Латинская Америки, Азия – для стран этих регионов лед холодной войны оказался на редкость горячим… И если США и СССР были защищены друг от друга ядерной триадой, то для выяснения отношений на «нейтральной полосе» блокам требовались конвенциональные вооружения, в том числе танки. После 1991 года на какой-то момент покажется, что вся эта история ушла в прошлое. До тех пор, пока в 2013 году Россия, Китай и США не начали вторую холодную войну.
1. Т-54 – Советский Союз
Первый послевоенный танк СССР. ¦Фото: fandom.com.
Первый послевоенный советский средний танк. На свет 54-ка появилась в 1946 году. В основу конструкции боевой машины легла разработка времен Великой Отечественной войны – танк Т-44, созданный в 1943 году. Сконструирована 54-ка была специалистами харьковского КБ машиностроения. Производился танк аж до 1974 года. За почти три десятилетия эксплуатации и выпуска на базе оригинальной машины были созданы десятки моделей, а в 1958 году на базе Т-54 был создан новый танк Т-55, приспособленный для ведения боевых действий в условиях применения атомного оружия массового поражения. Несмотря на почтенный возраст, Т-54 все еще эксплуатируется едва ли не в половине стран мира, включая многочисленные государства Африки, Ближнего Востока и Азии. На вооружении Т-54 состоит даже в Китае. Правда, в подавляющем большинстве стран эти старые советские машины находятся на длительном хранении.
2. Т-55 и Т-62 – Советский Союз
Т-55 используются по сей день. |Фото: mob.org.
Танки Т-55 и Т-62 являются прямыми потомками конструкции уже упомянутого Т-54. Так, 55-ка на деле является танком Т-54Б. Разработана машина была в инициативном порядке на №183 заводе. Руководил конструкторскими работами советских инженер Леонид Николаевич Карцев. Впоследствии он станет главным конструктором Уралвагонзавода. Ключевые отличия Т-54Б от оригинального танка заключались в появлении противоядерной защиты и датчика рентгеновского излучения, нового двигателя, дымовой установки, автоматической системы тушения пожаров. Также Т-55 обзавелся зенитным пулеметом ДШКМ, системой очистки для смотровых приборов, воздушным компрессором и баллонами с чистым воздухом.
Старые Т-62 используются в вооруженном конфликте прямо сейчас. |Фото: warfiles.ru.
В свою очередь танк Т-62 был создан в Советском Союзе уже на базе Т-55. Представили военным новую машину в 1961 году. Разработан танк был на все том же Заводе №183. От своего конструктивного предшественника новинка отличалась в первую очередь улучшенным бронированием и использованием принципиально нового орудия. Так, именно 62-ой стал первым серийным танком на Земле, который конструкторы оснастили гладкоствольным орудием. Среди прочих преимуществ, данная инновация позволила расширить номенклатуру боеприпасов, позволив применять противотанковые ракеты.
До сих пор танки Т-55 используются в большинстве стран Африки, ряде государств Ближнего Востока и примерно в 2/3 стран Азии включая Китай и Индию. Танки Т-62 распространены заметно меньше: ими вооружены некоторые страны Ближнего Востока включая Алжир, Египет, Ливию и Сирию. Танки используют некоторые государств Африки, Передней и Центральной Азии, включая Иран. Эти же танки используют до сих пор Куба и Вьетнам, а еще Т-62 храниться (и применяются) такими бывшими республиками СССР как Россия и Украина.
3. АМХ-13 и АМХ-30 – Франция
Поставлялся во многие страны. |Фото: wikimedia.org.
Старые танки используются отнюдь не только бывшими участниками социалистического блока и странами Третьего мира. Так, например Аргентина, Перу, Индия и Индонезия до сих пор используют легкие французские танки АМХ-13 разработки 1949 года. Чего уж там, до недавних пор их использовала и сама Франция. Сегодня 13-ые официально сняты с вооружения, хотя по некоторым данным несколько сотен машин все еще остается в долговременных запасах страны. От большинства других собратьев 13-ый отличается уникальной качающейся башней. В свое время такая конструкция была выбрана ради установки полуавтоматической системы заряжания. Благодаря ей французам с одной стороны удалось еще в 1949 году отказаться от заряжающего, а с другой повысить максимальный темп огня до 12 выстрелов в минуту. На сегодняшний день AMX-13 остается одним из самых распространенных легких танков.
Франко-германский танк. |Фото: ВКонтакте.
Еще один ветеран французской военной промышленности – AMX-30. Первый основной боевой танк Пятой республики разрабатывался в 1960-е годы в тесном сотрудничестве с инженерами из Западной Германии. В эксплуатацию ОБТ пошел в 1966 году. Танк имел катанное и литое бронирование с толщиной до 80 мм и был вооружен 105-мм нарезной пушкой. В последствии на базе 30-го было создано несколько модификаций, преимущественно экспортных для стран Африки и Ближнего Востока. «Африканские» модели АМХ-30 среди прочего оснащались системой кондиционирования воздуха! Из других примечательных моделей были экспериментальные модели ACRA и Brenus. Первая машина – это попытка создания ракетного танка. Вторая – ОБТ с системой динамической защиты. Сегодня оставшиеся 30-ые все еще состоят на вооружении Венесуэлы, Кипра, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ, а также самой Франции.
4. М48 и М60 – Соединенные Штаты Америки
Первый послевоенный танк США. |Фото: nicksmodeltanks.com.
Последний средний танк Соединенных Штатов – М48 «Паттон» до сих пор используется Турцией, Тайванем, Тайландом, Ливаном, Южной Кореей, Марокко, Грецией и даже Ираном. В самих США танки сняты с вооружения и постепенно утилизируются. В начале первой холодной войны американцы наклепали порядка 12 тысяч таких. Разработан М48 в 1951 году и предназначался в качестве основной замены для танков, оставшихся в США со времен Второй мировой войны. В момент времени М48 был машиной нового поколения и заметно превосходил танки М26 разработанные и принятые в эксплуатацию в самом конце войны. На момент создания «Паттон» имел хорошее бронирование с толщиной до 110 мм (на корпусе) и вооружался нарезкой 90-мм пушкой.
Все еще используется в ряде стран. |Фото: mavink.com.
Танк М60, разработанный в 1959 году, был дальнейшим развитием «Паттона» и стал первым основным боевым танком Соединенных Штатов. Активно использовались М60 вплоть до самого появления М1 «Абрамс» в первой половине 1980-х годов. При этом даже после появления М1 серийное производство М60 не остановилось. Выпускали старые танки вплоть до 1987 году, правда преимущественно в Италии по лицензии. Сами США использовали М60 до 1994 года, пока не были утилизированы последние машины (по другим данным часть М60 все еще находится на длительном хранении). При этом в других странах используется еще несколько тысяч М60. Сотни ОБТ времен холодной войны эксплуатируются Грецией, значительной частью стран Ближнего Востока, Ираном, Тайландом и Бразилией.
5. «Вождь» - Великобритания
Британский танк Вождь. |Фото: pinterest.com.
По историческим меркам сама Великобритания отказалась от танков «Чифтен» еще вчера – в 1992 году. На тот момент в стране было порядка 850 таких машин. Все ли они были утилизированы на данный момент – не известно. Тем не менее, как минимум две страны все еще пользуются старенькими «Чифтенами» 1964 года разработки. Эти страны – Ирак и Иран. Интересно то, что «Чифтены» никогда не поставлялись в Ирак. Все танки, стоящие на вооружение – трофейные. Большое количество этих машин иракцы взяли сначала во время долгой и крайне кровопролитной Ирано-иракской войны 1980-1988 года, а затем в ходе вторжения в Кувейт, которое закончилось для Саддама Хусейна вмешательством в войну США и операцией «Буря в Пустыне» (война в Персидском заливе 1990-1991 год).
6. «Леопард» - Германия
Немецкий танк Леопард 1. |Фото: ukr.net.
«Герр инженер, как назовём новый танк?». У немецких конструкторов что-то явно не так в отношениях с представителями отряда кошачьих… Последние два основных боевых танка Германии носят одно и то же название – «Леопард». В названии машины разных поколений отличаются только цифрой индекса. Первый «Леопард» появился в ФРГ еще в 1964 году в самый разгар холодной войны. Первоначально танк разрабатывали при поддержке Италии и Франции, но последняя в итоге вышла из проекта. После принятия на вооружение первый «Лео» модернизировался минимум 7 раз и эксплуатировался самой Германией вплоть до начала 2010-х годов! В лучшие времена (для бундесвера) у Германии было почти 2.5 тысячи стальных котят. Сегодня оставшуюся тысячу первых «Леопардов» делят между собой главным образом Турция, Греция и Бразилия. При этом у Греции таких танков больше всего – около 500 машин. На сегодняшний день Германия все еще не утилизировала ОБТ первого поколения. Часть танков находится на длительном хранении. Часть из них ФРГ и Италия согласились передать Украине, поставки намечены на 2023 и 2024 год.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 9 внешне устрашающих вооружений, призванных привести в трепет потенциального противника.