Повышенный расход масла/ Фото: zr.ru
Несмотря на постоянную модернизацию двигателей внутреннего сгорания, многие автовладельцы сталкиваются с проблемой повышенного потребления масла. Как это проявляется и что можно назвать повышенным расходом?
Отдельные водители бьют тревогу, когда обнаруживают, что за полный сервисный цикл на щупе находится меньше половины уровня. Остальные не боятся доливать несколько литров за рекомендованный интервал до плановой замены.
В большинстве случаев в документах к автомобилю указано, когда избыточный расход масла говорит о необходимости срочной диагностики и ремонта транспортного средства. Стандартный и допустимый расход составляет 1 л на 1000 км пробега.
Как следить за уровнем масла
Масло на щупе/ Фото: lada-xray2.ru
Чтобы определить, сколько масла находится в двигателе, нужно установить машину на ровную плоскость, заглушить мотор и подождать 5-10 минут, чтобы вещество окончательно стекло в поддон. Затем необходимо извлечь щуп, вытереть его салфеткой и повторно установить в канал до упора для проверки. Нормальные показатели масла расположены между отметками «максимум» и «минимум».
Доливка производится маленькими объемами по 100 мл с регулярным измерением текущего уровня. Если производится полная замена, свежая порция предварительно доливается до отметки «min», силовой агрегат запускается и прогревается для прокачивания магистрали. В это время сигнальная индикация погаснет.
Дальше уровень масла доводится до максимальной отметки. В справочных документах, где описана вместительность системы, часто отсутствует емкость упоминание о масляном фильтре, поэтому придется допустить поправку.
При нормальных условиях автомобиль расходует 600 мл масла на 1000 км/ Фото: avtozhidkost.ru
Нормальная формула потребления масла для основной массы двигателей составляет 0,05-0,6% от сгоревшей топливной смеси. То есть, если на 1000 км пробега машина расходует 100 литров дизельного топлива или бензина, максимальное количество использованного масла не может превышать 600 мл.
Для высокопроизводительных дизельных агрегатов нормальный коэффициент составляет 1-3%, что обусловлено установкой турбины. Для получения точной информации, следует изучить технические документы к машине.
Причина 1 – пробег
Показатель пробега автомобиля/ Фото: amastercar.ru
Чем больше километров проехал автомобиль за время эксплуатации, тем выше будет потребление технических жидкостей. По мере повышения износа узлов увеличиваются зазоры, снижается компрессия, а изношенные маслосъемные кольца не способны создавать нужную пленку. В результате растет потребление масла, проникающего в камеру.
Основные проявления изнашивания колец проявляются в дымлении прогретого силового агрегата, особенно при понижении оборотов и изменении нагрузок. Дым на автомобилях с установленным каталитическим нейтрализатором практически незаметен. При этом система вентиляции картера постепенно замасливается, из-за чего на двигатель оказывается большая нагрузка.
Приостановить износ цилиндро-поршневой группы можно только антифрикционными присадками, стабилизирующими потребление масла.
Причина 2 – неправильна вязкость и низкое качество масла
Вязкость автомобильных масел/ Фото: polinaft.com
Моторное масло обладает несколькими важными параметрами, среди них – вязкость. Параметры вязкости подбираются строго под требования двигателя определенной модели, а также региона эксплуатации авто. Поэтому даже для агрегатов с идентичной маркировкой допустимы различия в выборе моторного масла, рекомендованные для внутреннего европейского, японского или российского рынка.
Так, в Японии производитель может рекомендовать составы с вязкостью xW-20, в европейских странах – xW-30 или xW-40.
Подобные рекомендации объясняются национальными требованиями для снижения расхода топлива. Если использовать смеси неподходящей вязкости, маслосъемные кольца не смогут формировать правильную пленку, из-за чего масло начнет прорываться в камеру сгорания.
В результате может произойти задымление двигателя при разных режимах нагрузки, особенно при смене холостого хода на повышенную мощность. Прочие проявления напоминают изнашивание колец. Проблема решается путем замены масляной жидкости с учетом рекомендаций производителя.
Причина 3 – закоксовка поршневых колец
Поршневые кольца до и после раскоксовки/ Фото: drom.ru
Это случается из-за перегрева мотора при выборе масла сомнительного качества, продолжительного простоя мотора либо несоблюдении рекомендованных интервалов замены. Углеродистый нагар и коррозия ухудшают подвижность поршневых колец и приводят к снижению компрессии.
Проблема сопровождается такими же проявлениями, что и изнашивание колец. Для решения нужно разобрать и очистить детали, а в особо сложных случаях – заменить их новыми. Порой удается избежать неоправданных затрат путем очистки масляной и топливной систем.
Также загрязнения часто появляются в вентиляционной части картера, как правило – клапана PCV, из-за чего давление газов стремительно растет, а частицы масла оказываются в камере сгорания через кольца и сальники.
Порой случаются утечки через сальники коленвала и распредвала и прокладки. На фоне подобных изменений наблюдается дымление при разных уровнях нагрузки. Проблему можно предотвратить путем очистки системы вентиляции или замены PCV-клапана. Иногда приходится покупать новые сальники и прокладки для двигателя.
Причины 4 – уплотнители в моторе
Причиной повышенного расхода масла могут быть уплотнители/ Фото: drive2.ru
Нередко избыточное потребление моторного масла является причиной износа уплотнительных компонентов в силовом агрегате. Так, если сальники сильно изношены, появляется утечка масла, влияющая на его расход. В кругу автомобилистов даже есть поговорка: если из мотора ничего не течет, значит, там уже ничего нет.
Утечку легко определить во время наружного осмотра двигателя. Но обычно она появляется из-за сальников клапанов или так называемых маслосъемных колпачков. В процессе эксплуатации они твердеют из-за перегрева и нагрузок или повышенных механических нагрузок и растрескиваются.
Поэтому масло начинает постепенно стекать по штокам клапанов и переходить в камеру сгорания. Самый главный признак неполадок этих деталей – появление избыточного дыма от двигателя при прогреве и запуске или замасливание резьбы свечей зажигания.
Неприятность удается устранить путем замены маслосъемных колпачков. На ранних стадиях также используются специальные присадки, восстанавливающие изоляционные качества резиновых деталей.
Причина 5 – неправильный режим эксплуатации
Движение на повышенных оборотах/ Фото: carhack.ru
Перерасход моторного масла – неизбежное явление при неправильном режиме эксплуатации двигателя – например, при езде на повышенных оборотах и скоростном движении по шоссе. Также потребление масла растет в условиях города при краткосрочных поездках, особенно зимой, когда нужно часто прогревать двигатель.
Масло обогащается, а часть топлива не испаряется окончательно и оказывается в масле. Кроме того, попадание топлива в масло негативно влияет на его вязкость и приводит к увеличению угара.
Проблему легко определить по характерному запаху масла на щупе. Ее можно решить путем применения присадок, которые очищают и улучшают процесс сгорания топлива, или использованием загустителей.
Причина 6 – наличие турбины и состояние топливной системы
Турбированный двигатель/ Фото: carnovato.ru
Обнаружив повышенное потребление моторного масла, необходимо незамедлительно оценить состояние топливной системы. Если форсунки сильно загрязнены или изношены, качество распыления топлива снижается, из-за чего оно накапливается на стенках цилиндров и оказывается в масляной смеси.
Также повышенное потребление может объясняться наличием турбины, которая имеет лабиринтное уплотнение вала из-за повышенных температур. Даже минимальное загрязнение магистрали приводит к смещению масла в ненагретую или горячую сторону нагнетателя.
Liqui Moly поможет промыть масляную магистраль/ Фото: liquimoly.ru
Проблема сопровождается дымлением даже при сбрасывании оборотов и накоплением масла в магистралях или интеркулере. Можно попытаться промыть масляную магистраль с помощью специальных средств (например, Liqui Moly). В критических случаях приходится прибегать к замене турбины.
Двигатели с турбированным нагнетателем отличаются особой спецификой работы, которая и влияет на повышенный расход масла. К примеру, старые турбины охлаждались от смазывающих компонентов. Если детали турбины были изношены или повреждены (например, разбивание подшипников), то система начинает перегонять масло с помощью подшипников. В результате расход достигает 1-3 литров на 10 тыс. км пробега.
Кроме того, при повреждении турбонагнетателя растут показатели давления картерных газов, из-за чего частицы масла попадают во впрыск топлива.
Кроме причин повышенного расхода масла, водитель должен знать и о других серьезных неполадках, при которых нужно обязательно обратиться на СТО.