Технический прогресс не знает границ. То, что еще вчера казалось чем-то фантастическим, сегодня претворяется в жизнь. Увы, далеко не все инновации имеют шанс выбиться в массовое производство. Ярчайшей иллюстрацией такого случая можно смело считать историю самолета «Бэлла-1». Перспективная советская разработка была привлекательна уже тем, что могла приземляться едва ли не в любом месте.
Была отличная задумка. |Фото: ya.ru.
На сегодняшний день по совокупности факторов самолет можно назвать лучшим транспортным средством. Однако, у него есть один серьезнейший недостаток. Большинству летательных аппаратов данного типа нужны взлетно-посадочные полосы. При этом существует семейство крылатых машин, которым ВПП не нужна. Как раз таким аппаратом был разработанный в 1980-х годах советский безаэродромный «Бэлла-1». Двигателем прогресса в случае со специфической машиной была лень и экономия.
Сделан всего один такой. |Фото: airwar.ru.
Дело в том, что содержать аэродром – это очень недешево. Еще дороже содержать его где-нибудь в сложных природных условиях, например, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока или Сибири. В конце 1970-х годов выяснилось, что на обслуживание аэродромов в сложных регионах Советский Союз тратит больше денег, чем на содержание всех самолетов, летающих в том направлении. Поэтому руководство страны всерьез задумалось о развитии направления легких безаэродромных машин, способных доставлять пассажиров и небольшие грузы в удаленные места.
Если местность ровная - сядет. |Фото: tumenecotrans.ru.
Именно таким летательным аппаратом должен был стать «Бэлла-1». Работы над проектом начались во второй половине 1980-х годов. Однако, из-за перестройки и развала СССР первый прототип увидел свет только в 1994 году. Самолет был выполнен в компоновке «летающее крыло» и имел размах крыльев в 11 метров при длине фюзеляжа в 10 метров. В движение машина приводилась парой 110-сильных двигателей. Максимальная скорость аппарата достигала 250 км/ч. Дальность полета – 3 тысячи км. Благодаря использованию композитных материалов весит самолет всего 1.4 тонны. Несмотря на это мог легко брать или 5-6 пассажиров, или 600 кг полезной нагрузки. Вишенкой на торте была экономичность «Бэлла-1». Топлива машина потребляла заметно меньше, чем все существующие на тот момент аналоги.
Летал уверенно. ¦Фото: tumenecotrans.ru.
У «Бэлла-1» были большие перспективы. Самолет предназначался в первую очередь для нужд МВД, МЧС, армии, егерей и геологов. Однако, из-за отсутствия финансирования дальше одного опытного образца дело так и не пошло. На самолет просто не захотели давать денег. В 2010-х годах шли разговоры о том, чтобы возродить «Бэлла». Однако, на них в очередной раз все и закончилось.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Изделие 45»: суперсекретный советский бомбардировщик, который держал весь мир в страхе.