
Зачем в 19 веке стали строить корабли из бетона?
Бетон — прочный, но ужасно тяжелый материал. Сейчас из него строят фундаменты под дома, стены, мосты, строительные блоки и плиты. В 19 веке из бетона мастерили морские судна. Удивительно, но они идеально держались на воде, несмотря на огромный вес. И вот зачем были нужны подобные тяжеловесы...
1. Почему материал пришел на смену древесине

Корабли изготавливали из металлического каркаса и бетонной смеси.
Бетон — это искусственный материал, который используют в строительстве с 1824 года. Его изготавливали из смеси, в состав которой входил цемент, песок, щебень и вода. Материал получался очень крепким и прочным. Он идеально походил для строительства только недвижимости, — в этом были уверены все, пока мир не узнал о его новом применении. Два века назад бетон стали активно использовать для строительства морских судов. Им заменили древесину, которая подвержена быстрому разрушению, гниению из-за воздействия воды. Никакие влагоотталкивающие обработки и пропитки не позволяли сохранить корпус кораблей — спустя время он начинал разрушаться. Древесину пытались обшивать сталью, но производство получалось дорогим и невыгодным. Мир нуждался в более экономичных материалах в судостроительстве.
2. Кто первый придумал бетонные суда

Французский изобретатель Ламбо разработал первые лодки из бетона.
Во время Первой мировой войны вопрос о создании более бюджетных, но прочных кораблях стал особенно актуальным. Решить проблему удалось изобретателю из Франции Жан Луи Ламбо. Он неожиданно для всех заявил, что создал первые лодки, которые состоят из металлического каркаса в виде прутьев. Все полые пространства он залил бетоном. Конечно, судна получились в несколько раз тяжелее обычных деревянных лодок, но они хорошо держались на воде, а во время движения вытесняли ее.
Эксперимент был проведен в 1848 году. По словам изобретателя, ни один физический закон не был нарушен, лодкам можно доверять. Свою методику он прозвал «ферроцементом». Он стал прародителем железобенота, который используют в наши дни.
3. Преимущества морских судов из бетона

У бетонных кораблей было много преимуществ перед деревянными.
Через 7 лет Ламбо стал участником Всемирной парижской выставки, на которой собирались представители с разных стран. Его творение заинтересовало большое количество инженеров, строителей и других представителей судопроизводства, поскольку у лодок были значимые преимущества. Во-первых, бетон был бюджетным материалом, если его сравнивать с металлом. Во-вторых, он служил намного больше в отличие от древесины. В-третьих, лодки собирались очень быстро, главное, правильно сконструировать прутья. В-четвертых, корабли было легче обслуживать - для этого не нужно было много знаний.
4. Где были популярные бетонные корабли

Технологию Ламбо стали использовать во многих странах.
В начале 60-х годов технологией Ламбо уже пользовались в Европе. На морях появились баржи из бетона, которые перевозили товары. Затем подобные корабли появились в Китае. Бетон стал для китайского судостроения настоящим спасением, поскольку стране не хватало средств на производство морского транспорта для грузоперевозок. Новая идея французского изобретателя стала лучшим решением по выходу из кризиса. Во время эксплуатации было установлено еще одно преимущество — на стенах отсутствовал конденсат. А это означало, что теперь можно перевозить зерно, крупы и прочие сыпучие материалы, которые боятся повышенной влажности.
Во время мирового военного конфликта бетонные корабли стали необходимы Скандинавии, Британии, США и Франции. Странам потребовались бюджетные варианты лодок, которые бы справлялись с поставленными военными задачами. Более того, новые суда помогли сохранить уже имеющийся дорогой морской транспорт флота.
5. Какое судно из бетона было самое большое, а какое популярное

Самое большое бетонное судно имело вес 400 тонн.
Считается, что самым большим морским кораблем, который был изготовлен из металла и бетона, стал теплоход под названием «Намсенфьорд». Его длина составляла 26 метров, а вес — 400 тонн. Страной производителем стала Норвегия. Теплоход произвели в 1917 году.
Бизнесмен из Калифорнии Уильям Лесли Комин быстро осознал все преимущества бетонных кораблей. Однако он решил усовершенствовать модель, и предложил изготавливать суда с бетонным корпусом. Однако позитивной реакции он не дождался, и тогда бизнесмен решил создать собственную компанию по строительству бетонных морских судов. Он назвал ее San Fransisco Shipbuilding (город Сан-Франциско был его местом рождения).

Бетонное судно можно было построить, потратив 750 тысяч долларов.
Так, в начале 1918 года мир узнал о первом пароходе под названием «Фейт», который также стал самым большим бетонным судном в США. Он развивал скорость до десяти узлов, но немаловажным плюсом было то, что на строительство предприниматель потратил 750 тысяч долларов. Корабль стал очень популярным и узнаваемым в Америке. И лишь тогда правительство заинтересовалось новой разработкой. Флоту было предоставлено больше десяти бетонных кораблей для тестирования.
6. Когда тяжеловесы вышли из моды

После войны бетонные судна перестали быть актуальными.
Бетонные корабли во время расточительного военного конфликта помогли многим странам, но после его завершения их актуальность стала падать. Тяжеловесы стали изменять под потребности страны. Одни стали волнорезами, другие использовали в качестве транспорта у нефтяных и коммерческих компаний. В Америке не спешили сразу списывать послевоенную морскую технику. Сначала у них попытались облегчить корпуса, чтобы использовать их для грузоперевозки, затем и вовсе из них сделали склады и наблюдательные базы.
7. Использование бетона в судостроение в СССР

В СССР бетонные суда активно использовали до 80-х годов.
В Советском Союзе тоже была опробована французская техника судостроения с использованием бетона. До начала 30-х годов тяжеловесы помогали стране в решении вопросов относительно внутреннего передвижения по морям. Ближе к 50-м годам подобные корабли ходили уже по отечественным рекам. Также известно, что до 80-х годов тяжеловесы являлись плавательными складами, которые принадлежали ВМФ СССР.
Главной причиной, из-за которой отказались использовать суда из бетона стал их вес. Толстый массивный каркас требовал более мощного двигателя. Также в акватории было сложно буксировать подобную технику. Кораблям не хватало гибкости, и даже после небольшого столкновения они шли на дно. Их считали одноразовыми. В наши дни бетонные суда удалось сохранить. Сейчас они являются ресторанами, музеями и даже волнорезами.
А вот еще интересное видео с нашего канала:
Можно ли стоять под зеленой «стрелкой» на светофоре, если нужно ехать прямо
Советский Союз активно использовал не только французскую технологию производства бетонных кораблей, но и приобретал заграничное оружие — какое оружие СССР приобрел в других странах.
