Многие люди видя моряка, наверняка обращали внимание на загадочные ленты на их головных уборах. Сразу возникают вопросы, как они появились, зачем нужны и есть ли у них какая-либо практическая функция?
Русские моряки ХIX века / Фото: sammler.ru
Нужно начать с истории ленты моряков. Эти знаковые полоски ткани, которые находятся на головных уборах, представляет собой смесь практичности, традиций и даже оттенка некоторого суеверия. В то время как их происхождение окутано некоторой загадкой. Их происхождение можно постепенно проследить от средиземноморских рыбаков живущих во времена Средневековья.
Жены рыбаков давали своим мужьям вышитые ленты с молитвами на них. Такой знак выступал в качестве амулетов для защиты в буйном море. Эти ленты часто были привязаны к их волосам. Они выступали в таком же качестве, как современные ленты «Живая помощь».
Британские моряки в ХХ веке / Фото: artshots.ru
Распространение лент в военно-морских частях началось с английских моряков. Это стало модным явлением, быстро распространившись по всему флоту. Несмотря на то, что он не был официально упомянут в каких-либо правилах. По этому моменту мы можем увидеть, как развивается внутренняя мода и групповая идентичность, даже в отсутствие каких-либо формальных правил. Моряки, как и члены любой закрытой группы, принимают отличительные символы. Это сделано для того, чтобы дифференцировать себя и обозначить свой статус в группе. Сразу в голову приходят мысли о татуировках, отличительных ботинках или шляпах - все они несут символическое значение в своих соответствующих сообществах.
В 19-м веке кепки и береты были заменены на фуражки. Это произошло на всех европейских военно-морских флотах, включая Россию. Интересно, что фуражка происходит от фуражира, охранника, который использовал ее по практическим причинам. Он - привязывал ее к шее или подбородку, чтобы не дать ветру ее сдуть. Добавление лент в фуражку еще больше усилило этот практический аспект. Ведь она помогала не дать улететь головному убору моряка. В этом времени козырьки исчезают. Все это нужно было для того, чтобы уменьшить парусность головного убора и снизить вероятность потери фуражки.
В России ленты моряка были официально приняты в 1870-х годах со стандартизированной длиной 140 см. Помимо их функции в качестве средства защиты от потери головного убора, ленты стали источником информации. На них отображали корабль, экипаж или номера соединений. В советскую эпоху был введен один шрифт, и ленты начали демонстрировать только название флота. Название корабля было удалено по соображениям безопасности, но традиция моряков, заказывающих ленты с именем их корабля после выхода на пенсию, остается. Сейчас многие так делают до сих пор.
Можно отлично проследить, как простой кусок ткани может развиваться от символического амулета до практического инструмента, который может помочь в условиях реальной службы на флоте.
На Novate.ru также есть интересный материал про пять лучших подводных лодок.