Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Это только на первый взгляд дорога - штука простая и незатейливая… Человечеству потребовались столетия, чтобы изобрести по-настоящему дешевое, удобное и относительно качественное дорожное покрытие. В наше время асфальт уже не кажется чем-то удивительным. Однако почти 100 лет назад у него был перспективный конкурент, созданный выпускником Петербургского университета путей снабжения (ныне ПГУПС).


Владислав Трилинский. |Фото: ya.ru.

Владислав Трилинский. |Фото: ya.ru.


Сегодня асфальтная дорога едва ли сможет удивить хоть кого-то. А ведь появились они совсем недавно… Изобретен искусственный асфальт, он же асфальтобетон был во Франции в 1930-е годы. Первые битумно-минеральные смеси использовались в республике для покрытия тротуаров и Королевского моста. В 1839 году первый асфальт впервые попал в Россию. В империи его использовали только в Санкт-Петербурге для покрытия тротуаров у Тучкова моста. В 1866 году имперские власти всерьез задумались об использовании асфальта в качестве дорожного покрытия. Однако, в силу разных причин дальне разговоров дело по большей части так и не пошло, увы. Примечательно, что первый асфальт в России применили даже раньше, чем в Англии.

Отличная получилась плитка. |Фото: blogspot.com.

Отличная получилась плитка. |Фото: blogspot.com.


Тем не менее по-настоящему широкое распространение сей материал получил только после революции 1917 года. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря проведенной индустриализации. При этом первая асфальтобетонная дорога условно современного образца появилась не в Старом свете, а за океаном – в Соединенных Штатах.

В 1892 году в США промышленным способом была построена первая асфальтобетонная дорога. Она имела ширину в три метра и протяженность менее километра. Только спустя 12 лет американцы построили по новой технологии асфальтную дорогу протяженностью в 29 км. При этом сегодня уже мало кто вспоминает о том, что в начале XX века выходцем из Российской империи было создано дорожное покрытие, которое некоторое время воспринималось как потенциальный конкурент асфальтобетона.

Оставшаяся трилинка в Беларуси. |Фото: poehali.net.

Оставшаяся трилинка в Беларуси. |Фото: poehali.net.


Речь идет о так называемой «трилинке». Название дорожного покрытия происходит от имени русского и польского инженера Владислава Трилинского. Образование Трилинский получал еще в бытность Российской империи. Учился будущий специалист-дорожник в Санкт-Петербурге. Проблемой дорожного покрытия инженер интересовался с юных лет. В молодости Владиславу довелось поработать на гранитном карьере, где он впервые задумался над проблемой рационального использования отходов каменного производства. Получив профильное образование, инженер придумал способ, как превратить на первый взгляд бесполезный «мусор» в полезное сырье и строительные материалы.

Местами служит по сей день. |Фото: wikipedia.org.

Местами служит по сей день. |Фото: wikipedia.org.


Поляк предложил формировать бетонные шестиугольники (каждая грань по 20 см) с вкраплениями горной породы для повышения прочности плиты. Добавлять в бетон предлагалось гранитный, базальтовый, кварцитный и тому подобный щеп, оставшийся после производства строительных материалов. При всей своей кажущейся странности трилинка оказалась невероятно прочным дорожным покрытием. Более того, на протяжении нескольких десятилетий она оставалась относительно дешевой альтернативой набиравшему популярность асфальтобетону. А на какое-то время и вовсе казалось, что польская плитка сможет по крайней мере частично его заменить.

Памятник с трилинкой в Пинске. ¦Фото: ya.ru.

Памятник с трилинкой в Пинске. ¦Фото: ya.ru.


Свое изобретение Владислав Трилинский запатентовал в 1933 году. Примерно тогда же Советский Союз попытался купить на трилинку патент. Однако, договориться с поляками не получилось. Стороны не сошлись в цене. Между тем с 1935 года необычная плитка широко использовалась в Польше, а также на западных территориях Беларуси и Украины, доставшихся западной республике по условиям мира в советско-польской войне.

Хотя оригинальная трилинка сегодня не используется, несколько дорог и мостовых из уникального материала все еще остается в Польше, а также под Пинском (Брестская область Беларуси). К слову, основная часть плитки как раз и производилась на фабрике в Бресте. Сырье для трилинки везли преимущественно из северо-запада Украины, в частности с карьера Янова Долина в Ровненской области. После Второй мировой войны и вхождения Польши в социалистический блок плитка еще некоторое время использовалась, однако в последствии была полностью вытеснена сильно подешевевшим асфальтом.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про 7 качественных летних шин из Китая: дешево и сердито.


Обратите внимание:







2443
13.05.2024 09:23
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё