Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Немецкие грузовики, внедорожники и лимузины, которые затрофеила Красная армия




После окончания Великой Отечественной войны на дорогах Советского Союза появилось много новых машин, причём наряду с привычными полуторками и ЗИСами на улицах и просёлках можно было увидеть машины с чужими эмблемами и непривычными очертаниями. Это были привезённые из Германии трофейные машины, от массовых армейских грузовиков до представительских кабриолетов, принадлежавших верхушке рейха. В то время они пришлись как раз кстати и оказали серьёзную помощь в восстановлении страны.


1. Рабочая лошадка Opel Blitz 3,6-36S

Opel Blitz 3,6-36S

Opel Blitz 3,6-36S


Самый массовый грузовик вермахта, Opel Blitz, в СССР использовали несколько лет после войны, этим машинам нашли дело и в армии, и в народном хозяйстве. Их ценили за удачную компоновку и простое в обслуживание, что было особенно важно при глобальной нехватке запчастей в послевоенные годы. Советские автослесари быстро адаптировали «Блицы» под местные реалии, используя детали от отечественных машин. Для многих деревень и предприятий Opel Blitz стал первым грузовиком, который смог перевозить крупные грузы по разрушенным дорогам.

2. Mercedes-Benz L3000 — трофей для армии и заводов

Mercedes-Benz L3000

Mercedes-Benz L3000


Внешний вид трёхтонного грузовика Mercedes-Benz L3000 сразу бросался в глаза: его сделали узнаваемым высокая решётка радиатора и строгость линий. В СССР такие машины активно использовались на военных складах, где требовался надёжный транспорт для снабжения. Их часто видели на стройках, особенно в крупных городах, куда свозили материалы для восстановления разрушенных кварталов. По мощности и проходимости L3000 уступал тяжёлым советским грузовикам, но в плане выносливости он заслужил уважение механиков. Некоторые экземпляры прослужили гораздо дольше ожидаемого и стали приметным транспортом послевоенной эпохи.

3. Трофейный тягач для артиллерии, Henschel 33 D1

Henschel 33 D1

Henschel 33 D1


Трёхосный Henschel 33 D1 в СССР чаще всего использовали по прямому назначению — как тягач для артиллерийских орудий. Эти грузовики отправили в части, где требовалась техника с повышенной грузоподъёмностью и надёжным шасси. Считалось, что немецкий «Хеншель» лучше держит нагрузку на просёлочных дорогах, чем многие отечественные машины тех лет. Его очень часто можно было увидеть на военных полигонах и во время учений, где он таскал тяжёлые гаубицы. В мирное время часть этих машин перекочевала в промышленность: на лесозаготовках и в строительстве ценили мощное шасси, которое выдерживало перевозку брёвен и оборудования.

4. Тяжёлый грузовик Büssing-NAG 4500 A

Büssing-NAG 4500 A

Büssing-NAG 4500 A


Грузовики Büssing-NAG 4500 A выделялись массивной кабиной и строгим, почти угловатым дизайном. В СССР им быстро нашли применение там, где нужна была грузоподъёмность выше среднего: на перевозке угля, стройматериалов и промышленного оборудования. Эти машины ценили прежде всего за их выносливость и крепкое шасси, способное выдерживать постоянные перегрузки. На дорогах их было меньше, чем Opel Blitz, но именно в тяжёлых условиях эти машины раскрывали весь свой потенциал. Также известно, что отдельные Büssing-NAG в начале пятидесятых работали в тяжёлой промышленности. Для СССР такие машины стали своего рода промежуточным этапом перед собственными тяжёлыми моделями, которые ещё только осваивались в производстве.

5. Странный, но полезный Krupp Protze L2H143

Krupp Protze L2H143

Krupp Protze L2H143


Этот лёгкий армейский грузовик с длинным капотом и характерной посадкой в СССР выглядел непривычно. Krupp Protze чаще всего использовали как штабной транспорт или для перевозки мелких грузов и личного состава. Хоть он и имел скромные размеры, но ценился за устойчивость и неплохую проходимость по грунтовым дорогам. В послевоенной армии такие машины определили в части связи и инженерные подразделения, где от них не требовали высокой грузоподъёмности, но мобильность была на первом месте. Некоторые экземпляры также использовались в автошколах, на них обучали будущих водителей: компактный размер и простое управление превратили Protze в удобный учебный автомобиль.

6. Офицерский трофей Steyr 1500A/01

Steyr 1500A/01

Steyr 1500A/01


Австрийский Steyr 1500A/01, изначально созданный как штабной автомобиль, в СССР оказался в руках командиров и инженеров. Благодаря полному приводу машина была удобной для поездок по бездорожью, поэтому «Штейр» использовали не только в военных гарнизонах, но и в геологоразведке, и в экспедициях. Его просторная кабина и мягкая подвеска резко отличались от привычных полуторок. Иногда у этих машин переделывали кузов и превращали их в универсальные лёгкие грузовики. Благодаря надёжности и плавному ходу Steyr заслужил репутацию удобной и выносливой машины, хотя запчастей к нему катастрофически не хватало.

7. Немецкий «джип» VW Typ 82 Kübelwagen

VW Typ 82 Kübelwagen

VW Typ 82 Kübelwagen


Лёгкий армейский внедорожник Kübelwagen – простая и неприхотливая машина для фронта. В СССР такие автомобили использовались в штабах и в сельских районах. На нём стоял непривычный для советских механиков воздушный двигатель, но благодаря простой конструкции его можно было ремонтировать буквально в полевых условиях. Кюбельвагены часто становились «разъездными» машинами на стройках и в колхозах, ведь их расход топлива был заметно ниже, чем у отечественных внедорожников. В памяти очевидцев он остался как трофейный курьёз — странная на вид, но удобная машина, которая внезапно оказалась полезной в повседневной жизни.

8. Парадный Mercedes-Benz 770K (W150)

Mercedes-Benz 770K (W150)

Mercedes-Benz 770K (W150)


Огромные лимузины Mercedes-Benz 770K когда-то возили по Берлину нацистских лидеров, а после войны оказались в Москве. Эти автомобили были настолько редкими и престижными, что их использовали главным образом как парадные и представительские. По свидетельствам, несколько экземпляров отправили в Кремль, где их использовали во время торжественных мероприятий и приёмов иностранных делегаций. Длинный кузов, массивные крылья и блестящий хром выглядели впечатляюще даже по сравнению с советскими ЗИСами. Для советских водителей эта машина была очень неудобной: тяжёлое рулевое управление и капризная техника требовали опыта.

9. Mercedes-Benz 540K для коллекций и парадов

Mercedes-Benz 540K

Mercedes-Benz 540K


Роскошный кабриолет Mercedes-Benz 540K в СССР был скорее диковинкой, чем рабочей машиной. Партийная элита использовала их на парадах, для визитов и рабочих поездок, а в народное хозяйство они не шли, поскольку были слишком сложными и дорогими в обслуживании. Для советских водителей 540K выглядел как космический корабль: мощный двигатель, изящные линии кузова и роскошь отделки резко выделяли его на фоне привычных «Побед» и ЗИСов. Со временем эти машины стали музейными экспонатами.

10. Штабные лимузины Horch 830/853

Horch 830/853

Horch 830/853


Легковые автомобили Horch, особенно модели 830 и 853, в СССР использовались как служебные машины для высшего командного состава. Они были просторными, с плавным ходом и мощными моторами, что делало их удобными для поездок по разрушенным дорогам, а в послевоенной Москве «Хорхи» часто появлялись у зданий министерств и штабов. Отдельные экземпляры использовались в том числе и в кино, где изображали «немецкие машины», хотя на самом деле давно работали в советских гаражах. В отличие от экзотических 540K, Horch были более привычными и активно работали до естественного износа.

Ещё интересное с нашего канала:

Почему католические священники носят белый воротничок



Вокруг классических автомобилей выросла целая культура, а сами машины превратились в ценный и эксклюзивный товар. Некоторые из сохранившихся экземпляров, в том числе и пережившие Вторую мировую войну, уходят с аукционов за баснословные суммы и занимают своё место в частных коллекциях.

Обратите внимание:

0
1984
Версия для печати