
Благодаря советскому кинематографу и художественной литературе у многих людей сформировалась устойчивое представление о том, что басмачи – это обычные бандиты. После крушения СССР в 1991 году на волне разоблачения и отрицания всего советского отношение к басмачеству в некоторых республиках некогда единой страны перевернулось с ног на голову. Забегая вперед, обе описанные точки зрения являются крайностями. Однако, истина, как это часто бывает, находится вовсе не посередине, а в совершенно конкретном месте. И к превеликому сожалению любого из «радикальных» взглядов, правда куда сложнее, чем хотелось бы представить.

С басмачами всё не так просто.
История явления, известного сегодня как «басмачество», уходит корнями еще в дореволюционный период российской истории. В Центральной Азии всегда было неспокойно, однако в сравнении с периодом гражданской войны в первые десятилетия XX века там было относительно тихо. Проблемы начались в 1916 году, когда царское правительство приняло решение о начале мобилизации местных жителей на тыловые работы. Эта политика спровоцировала крупное восстание в регионе, которое пришлось давить силой. Однако, как это часто бывает: полностью подавить сопротивление с первого раза – не удалось. Часть повстанцев ушла в горы. Последующая революция 1917 года также не добавила стабильности региону. В отряды не смирившихся с поражением мятежников стали стекаться новые люди.

Ситуация в гражданской войне была сложной.
В советской массовой культуре и пропаганде все эти граждане клеймились одним термином – «басмач». В русский язык это слово пришло из узбекского. Перевести его можно как «налётчик». При этом слово носит ярко выраженную негативную коннотацию, что делает его близким по смыслу к словам «грабитель» и «разбойник». Справедливости ради стоит отметить, что было бы странно, если бы советская пропаганда смогла позволить себе какую-либо объективность в этом вопросе. Особенно учитывая тот факт, что давить вооруженное сопротивление басмачей пришлось на протяжении многих десятилетий. С другой стороны, важно понимать, что само по себе явление «басмачества» было куда более сложным и разношерстным, хотя и далеко не уникальным для территории бывшей Российской империи в годы гражданской войны.

Басмачи действительно были разбойниками, но не просто и не все.
Лепить из всех басмачей поголовно бандитов и грабителей – это такая же крайность, как и лепить из них сплошь и рядом «народных героев», сражавшихся исключительно за независимость Средней Азии от советской России. Какие-то шайки басмачей действительно были просто грабителями. В то время как другие отряды оказались более организованы и дальновидны, начав предпринимать попытки захвата власти в регионе с целью организации собственного государства. Причём зачастую ватаги басмачей переходили из одного качества в другое. В этом отношении крайне показательна история жизни (и смерти) Мухаммед-Курбан Сердар, известного также как Джунаид-хан.

Многие басмачи надеялись создать собственные государства.
Свою карьеру Мухаммед-Курбан Сердар начал в качестве аульного судьи (кази) и распорядителя воды (мираба). Затем успел побыть разбойником, после оказался на службе хивинского хана, а во времена гражданской войны и вовсе превратился в фактического (и последнего) правителя Государства Хозрем, просуществовавшего до 1920 года. Правда, закончил Сердар плохо – придя к власти честолюбец споткнулся о собственных подчинённых, которых в какой-то момент перестала устраивать политика военного визиря. В итоге Мухаммед-Курбан сначала бежал в пустыню, а затем был убит собственными людьми. И подобных судеб в истории гражданской войны в Средней Азии – огромное множество. Другой вопрос в том, что даже когда мы не называем басмачей априори «просто бандитами», не стоит романтизировать их судьбы и нравы – с жестокостью у этих людей был полный порядок.

Гражданская война - тёмное и жестокое время.
Ошибкой было бы воспринимать басмачество и как исключительно этно-национальное движение Средней Азии. Первоначально отряды басмачей действительно состояли исключительно из выходцев местных народов. Однако, гражданская война изменила и это. После серии поражений 1918 года многие старые группировки распались. Пришедшие им на смену образования ставили во главу угла не столько местный трайбализм, сколько антибольшевизм. В этих условиях ватаги басмачей нового издания стали полниться самыми разными людьми. Так же не стоит однобоко представлять себе и источник поддержки басмачества: жили они далеко не только грабежом и пресловутой поддержкой со стороны Великобритании. До поры до времени у басмачей имелись в распоряжении и собственные лояльные территории. Где их в той или иной степени поддерживало и местное население.

Басмачи проиграли не Красной армии.
К 1923 году басмачество начало стремительно сдавать позиции. Однако, успех советской власти был обусловлен не только силой оружия, но и мудрой политикой, что отвечала чаяниям большинства местных жителей. Тяжелым ударом для басмачества в Средней Азии стала готовность большевиков идти на целый ряд уступок в экономической и религиозной жизни. Конечно, полностью уничтожить сопротивление не удалось, в результате чего рецидивы басмачества происходили в Средней Азии вплоть до конца 1930-х. Последним ярким выступлением басмачей стал период коллективизации. Однако, к этому моменту подавляющее большинство жителей региона было настроено уже исключительно благожелательно по отношению к советской власти. В том числе по этой причине этно-национальную и классовую карту в дальнейшем не удалось разыграть агентуре Третьего рейха в годы Великой Отечественной войны.

Басмачи проиграли собственному народу.
В заключение хочется лишь напомнить, что история не знает сослагательного наклонения и сегодня весьма наивно размышлять о том, как «чудесно» или наоборот «ужасно» жила бы Средняя Азия при басмачах/белых/китайцах/англичанах/иранцах – нужное подчеркнуть. Смотреть на басмачество объективно во всём его разнообразии и сложности – непросто. В первую очередь по причине глубокой политизированности любого обсуждения отечественной истории XX века. Однако, вместе с тем наивно полагать, что лидеры басмачей сражались за счастье и достаток тех самых «широкий народных масс» Средней Азии. А потому едва ли эти люди сегодня заслуживают какого-либо почтительного отношения к себе. Можно не любить советскую власть, но глупо и нечестно отрицать, что в момент времени политическая программа большевиков оказалась ближе сердцу местных жителей, чем программы феодальных князей, националистов и разного толка политических авантюристов. А потому проиграли басмачи в первую очередь не Красной армии, а собственному народу.
А вот интересное видео с нашего канала - переосмысление МиГ-29, которое превзошло оригинальную модель почти по всем параметрам:
В продолжение темы читайте про чудеса Страны восходящего солнца: 10 самых странных и необычных «японцев».
