Самым известным образцом оружия на безгильзовом патроне безусловно является немецкая штурмовая винтовка Heckler & Koch G11. Хотя это оружие так и не стало массовым в армии, всё же смогло плотно войти в популярную культуру конца XX и начала XIX века. Так, например, увидеть G11 можно в широко известном японском мультике «Евангелион» или не менее известном боевике со Сильвестром Сталлоне «Разрушитель». При этом было бы ошибкой думать, что у G11 не было перспектив. В момент времени, это крайне экзотическое оружие имело неплохие шансы поступить на вооружение бундесвера. Помешал этому лишь случай.

Винтовка не состоявшегося будущего.
На момент XX века идея безгильзового боеприпаса была отнюдь не нова. Впервые такие патроны попытались делать в США еще в XIX веке. Первопроходцем на этой ниве оказался небезызвестный Дэниэл Вессон, создавший многозарядный неавтоматический пистолет «Вулканик». Первый блин вышел комом, из-за чего к теме безгильзового патрона почти не возвращались вплоть до Второй мировой войны. Пробовали себя в этой области и конструкторы Третьего рейха. В Советском Союзе тема широкого распространения не получила (во всяком случае применительно к патронам), оставшись уделом энтузиастов-оружейников. Наконец, на закате 1960-х годов агенты сумрачного тевтонского гения смахнули пыль со старых папок и решили – теперь точно получится. И забегая наперед – получилось. Но как часто оказывается в наших историях – был нюанс.

Безгильзовый патрон из прессованного пороха.
В разработку безгильзового патрона немецкие специалисты бросились конечно же не от безделья. В конце 1960-х годов США начали массово применять новенький автомат с закономерно новым патроном. Тогда же стартовал и конкурс на разработку малоимпульсного автоматного патрона для НАТО. И так как американцы в этой области уже лидировали, немцы решили зайти с другой стороны. Наиболее экзотический подход в борьбе за оружейный рынок альянса выбрали специалисты Heckler & Koch. Именно они и решили сконцентрировать все свои усилия на создании безгильзового боеприпаса и оружия под него. К работе над новинкой немцы привлекли и специалистов химического гиганта Dynamit Nobel AG, на совесть которых легло создание нового вида пороха.

Забавно, но большая часть корпуса G11 - пуста.
На пальцах идея была проста: нужно создать такой патрон, где функцию гильзы будет выполнять спрессованный порох, внутри которого и будет располагаться пуля. Нужно ли говорить, что технически реализовать концепцию оказалось непросто? Больше всего проблем доставлял именно порох. Долгое время у немцев не получалось сделать его достаточно твёрдым. Патроны получались хрупкими и рассыпались не только при попытке использования, но даже при транспортировке. Постепенно характеристики боеприпаса всё-таки удалось довести до приемлемых значений, однако транспортировать новый 4.7х33 мм всё равно рекомендовалось в специальных пластиковых контейнерах. Таким образом фактически безгильзовый патрон становился только после снаряжения в магазин. Но на этом проблемы не кончились…

Оружие должно было использовать 50-патронные магазины.
«Неожиданно» выяснилось, что металлическая гильза обычных патронов – это еще и естественный теплоотвод. На первых же испытаниях стало понятно, что безгильзовая система серьёзно страдает от перегрева, что в перспективе чревато детонацией боекомплекта. Однако, и эту проблему немецкие конструкторы и химики смогли решить, несколько раз изменив как сам патрон, так и перспективную стрелковую систему под него. Однако, пока специалисты корпели над «оружием будущего», к 1977 году в США и НАТО полностью охладели к теме безгильзовых боеприпасов. А вслед за ними и правительство ФРГ решило, что смысла в дальнейшем финансировании бесперспективной разработки – нет. А вот воротилы из Dynamit Nobel AG и Heckler & Koch были другого мнения. К 1978 году в проект G11 было зарыто слишком много денег, чтобы просто так взять и всё бросить. Решили продолжать за свой счёт.
Первоначально корпус был металлическим.
В 1980 году на вооружение НАТО приняли пресловутый патрон 5.56х45 мм. Стало окончательно понятно, что у всякого рода «экзотики» теперь нет шансов от слова «совсем». Однако, в Heckler & Koch не сдались и после этого. Более того, запустили крупную медийную кампанию по популяризации, фантастично выглядящей G11 в СМИ. Наконец, в 1986 году немцам снова помог случай – в США стартовал новый оружейный конкурс - Advanced Combat Rifle. По итогам двухлетних испытаний G11 и её безгильзый патрон получили противоречивы отзывы. Американцам оружие не понравилось. Систему раскритиковали за ненадёжность и неудобство. Отдельной чести были удостоены 50-патронные магазины G11 напоминавшие какие-то длиннющие линейки и устанавливавшиеся вдоль автомата. Критиковали систему и за сложность эксплуатации. Достаточно сказать, что для простого солдата полная разборка G11 в полевых условиях не представлялась возможной. Справедливости ради, не срослось на том конкурсе не только у немецкой G11, но и у других прототипов. Закончился ACR по большому счёту – ничем.

Винтовку не приняли на вооружение из-за окончания холодной войны.
Но по-настоящему забавно другое. Несмотря на провал G11 и безгильзового патрона на конкурсе в США, немецкой армии винтовка неожиданно понравилась. Кому, а главное зачем потребовалось это капризное «чудо» в бундесвере сказать сложно. Не исключено, что парни из Heckler & Koch просто «дружили» с кем надо. В 1989 году военные заговорили о принятии новинки на вооружение. По некоторым неподтверждённым данным немцы даже успели выпустить первую партию из 1 тысячи винтовок для армии. Однако, вскоре ситуация изменилась. На дворе был 1990: холодная война совершенно явно шла к завершению. В итоге, большие погоны из немецкой армии всё-таки решили, что такая экзотика им не по карману и от принятия G11 на вооружение отказались.
А вот интересное видео с нашего канала – можно ли стоять под зеленую «стрелку» на светофоре, если нужно ехать прямо:
В продолжение темы читайте о том, за что гигантский КрАЗ-255 прозвали Людоедом.
