Советский Союз нередко «протягивал руку братской помощи», предоставляя экономическую или военную помощь своим союзникам и сателлитам. В концов концов не для того ли нужны «друзья» (лукавая улыбка)? Международная помощь могла носить разный характер - от выделения денег и строительства за счет Советского Союза в обмен на те или иные преференции и до поставок вооружения и военных специалистов. При этом в истории страны был всего один самолет, который делался строго на экспорт.
Сделан строго на экспорт. |Фото: dic.academic.ru.
По классификации НАТО наш сегодняшний герой обозначается как «Клин». Логики в американских кодах не ищите, названия технике присваиваются в виде случайных слов на букву, присвоенную той или иной категории техники. Например, все истребители (как американские, так и иностранные) по классификации НАТО должны обозначаться на слова с буквы «F». Собственно, самолет «Cline» — это есть советский Ан-32. Военно-транспортный многоцелевой самолет, единственный серийный самолет, который не был принят в Советском Союзе на вооружение и производился строго на экспорт. Выпускать военный транспорт начали в 1982 году. Сегодня такой стоит порядка 15 млн долларов. Всего было сделано 391 единицу. Покупателями стали страны Южной Америки, Ближнего востока и Азии.
Может работать в абсолютной жаре. |Фото: m.fishki.net.
Создавался самолет в тандеме с Индией, которая в 1970-х годах нуждалась в новой транспортной летающей машине на фоне очередного конфликта с Пакистаном и ухудшения отношений с Китаем. Поначалу индийцы хотели покупать американские Lockheed С-130 Hercules. Однако первые испытания показали, что заокеанская машина плохо показывает себя на высокогорных ВПП. Тогда Индия решилась на сотрудничество с ОКБ Антонов. Изначально, советские конструкторы предлагали просто купить уже существовавший Ан-26, однако и он не очень-то подходил для эксплуатации в горах.
Отличный самолет. |Фото: авиару.рф.
В итоге на базе Ан-12 и Ан-26 было решено сделать новый самолет. Была переработана силовая установка от Ан-12, изменено положение двигателей относительно поверхности крыла, увеличен размах пропеллеров, заменено оборудование контроля силовой установки, установлены тормоза повышенной емкости, заменен вспомогательный двигатель. На смену последнему пришел компактный турбогенератор, способный обеспечивать пуск двигателя на высоте в 4 500 метров над уровнем моря. Самолет получил индекс Ан-32. Машина имела неплохие перспективы, однако похоронил выпуск Ан-32 развал страны и последовавшие за ним «лихие 90-е». Мелкосерийный выпуск 32-го возобновили только в 2006 году. Киевский завод «Авиант» сделал пожарный самолет для Ливии, а потом выпустил партию из шести Ан-32 для Ирака.
Летают до сих пор. ¦Фото: ru.wikipedia.org.
Многоцелевой самолет Ан-32 весьма универсален и может быть адаптирован для решения самых разных задач. Важным достоинством советской разработки является то, что эксплуатироваться машина может в крайне неблагоприятных условиях: на высокогорных аэродромах и в условиях критической жары до +50 С. Помимо перевозки грузов, тушения пожаров, перевозки людей, Ан-32 может быть превращен в десантный, а также в санитарный самолет для транспортировки раненых. Летает 32-ой на скорости в 530 км/ч. Максимальная посадочная масса равна взлетной – 27 тонн (обычно взлетная масса у самолетов выше, чем посадочная). Максимальная нагрузка 6.7 тонн. Дальность полета при максимальной нагрузке – 780 км. При нагрузке до 5 тонн – 1 600 и более км. При максимальной заправке и с грузом 4.3 тонны Антонов 32 летает на 2 050 км. Самолет может перевозить 50 солдат, 42 десантника или 24 раненых, лежащих на носилках.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, как и для чего используется самый большой самолет в мире Ан-225.