С 1966 по 1976 год в Советском Союзе было произведено 69 широкофюзеляжных транспортных самолетов Ан-22 «Антей». Последним оператором этих машин-рекордсменов остается Российская Федерация. На сегодняшний день в эксплуатации остается всего две машины. Еще две находятся в резерве ВВС. Постепенно самолеты «Антей» заменяются более крупными и современными турбореактивными машинами. На смену им, в частности, пришли Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Без тени сомнения можно сказать, что с 22-ым из отечественных ВВС уходит целая эпоха. Чем же запомнилась «Изделие 100»?
Отличны самолет был сделан. /Фото: m.fishki.net.
Работы по будущему Ан-22 начались в КБ «Антонова» еще в 1960 году. Проект перспективного транспортного самолета с рабочим названием «Изделие 100» возглавил Алексей Белолипецкий. В ходе разработки будущий 22-ой впитал в себя едва ли не весь комплекс советских разработок в сфере транспортной и грузовой авиации. В 1964 году «Антоновцы» смогли представить первый прототип, после чего сразу же взялись за летные испытания машины. Первый полет машина совершила уже в 1965 успешно стартовав с аэродрома Святошино (Киев). В том же году состоялся и первый публичный показ «Антея» на международной авиационной выставке в Ле-Бурже. Серийное производство Ан-22 было решено развернуть на Ташкентском авиационном заводе.
Самый большой турбовинтовой самолет. /Фото: авиару.рф.
Стоит отметить, что несмотря на успех проект Ан-22, устаревшим этот самолет был признан еще в годы советской власти. Относительно небольшой тираж этих замечательных «рабочих лошадок» как раз и был связан с тем простым фактом, что уже в начале 1970-х годов турбовинтовые двигатели были признаны устаревшими и избыточно сложными в обслуживании. Руководство советской авиационной промышленности решило дать «зеленый свет» более перспективным и современными турбореактивным двигателям. Поэтому к 1976 году производство Ан-22 окончательно свернули в пользу новеньких Ил-76, впервые стартовавших в 1971 и пошедших в эксплуатацию в 1975 году. Однако, несмотря на описанное выше обстоятельство «устаревшие» Ан-22 свой след в истории отечественной авиации оставить успели…
Самолет-легенда. /Фото: antipotok.ru.
Главными операторами Ан-22 стали 12-я авиационная Мгинская дивизия, а также 8-й военно-транспортный авиаполк в Твери. Самолет активно применялся советскими ВВС в ходе войны в Афганистане, где были совершены тысячи рейсов по доставке грузов и личного состава. Отметились Ан-22 и в ходе трагических событий аварии на Чернобыльской АЭС. Всего за несколько дней ликвидации «Антеи» совершили свыше 400 грузовых рейсов. В 1988 году советские крылатые гиганты вновь поднялись в небо, чтобы спасать людей. На сей раз самолет стал активным участником ликвидации последствий землетрясения в Армении. Одновременно с этим советская «рабочая лошадка» активно занималась доставкой гражданских и военных грузов в страны Африки, в том числе в такие государства как Ангола, Эфиопия и Ливия.
Отличная была машина. /Фото: carposting.ru.
После распада Советского Союза работы для Ан-22 не стало меньше. Самолет активно использовался в качестве машины транспортной авиации для вывоза многочисленных беженцев в ходе межнациональных и межэтнических конфликтов 1990-х годов. Не последнюю роль творение советской авиационной промышленности сыграло и в хода эвакуации Западной группы войск из стран Восточной Европы и ближнего зарубежья. По состоянию на начало 2010-х годов в мире оставалось лишь 8 действующих «Антеев»: 7 в России и 1 в Украине. Еще 18 машин находились на длительном хранении. Сегодня от оставшихся 22-х отказываются из-за расхода назначенного ресурса «Антеев», а также из-за сложностей с ремонтом этих машин, закономерно возникших после распада СССР.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как американцы назвали 5 грозных противников для ВВС США (три из них - российские).