По вполне понятным причинам простые граждане нередко пугаются, когда пассажирский самолет жестко ударяется шасси о взлетную полосу в процессе посадки. В представлении обывателя посадка воздушной машины должна быть нежной и мягкой, как поцелую бабули в лоб любимого внучка. По-своему пассажиры правы, и иногда грубая посадка действительно связана с ошибкой пилота, например, в силу недостаточного опыта. Однако, в подавляющем большинстве случаев грубая посадка – это абсолютно штатная процедура. Более того, иногда и вовсе единственная возможность безопасно посадить машину.
Грубая посадка - нормальная процедура. |Фото: mixyfotos.ru.
Интересный факт: все современные руководства по управлению пассажирскими лайнерами настоятельно рекомендуют летчикам не гоняться за так называемой «мягкой посадкой» (Kiss Landing). В целях безопасности летчикам рекомендуется сажать машину так называемой твердой/грубой посадкой (Firm Landing). Последняя является абсолютно нормальной процедурой, хотя предсказуемо вызывает негодование у пассажиров из-за характерного удара в момент касания. При этом простые граждане часто не видят разницы между грубой посадкой и жесткой подсадкой (Hard Landing), смешивая эти понятия. Твердая или грубая посадка – это штатная процедура. Жесткая посадка – это ЧП, после которого самолет должен быть отправлен на проверку целостности систем и конструкции. Путаница возникает в связи с тем, что для пассажира в салоне разница между «грубой» и «жесткой» не заметна.
Не нужно путать грубую и жесткую посадку. Первая - норма. Вторая - катастрофа. |Фото: myseldon.com.
Хотя мягкая посадка приятна для пассажиров, в действительности она имеет свои «подводные камни». Главная проблема «мягкой» — это сложность и слабая достижимость в большинстве повседневных ситуаций из-за порывов ветра, воздействующих на лайнер в процессе посадки. Другая большая проблема связана с посадками на мокрую взлетно-посадочную полосу. В этом случае попытка совершить «Kiss Landing» и вовсе может закончиться катастрофой из-за потери самолетом устойчивости в результате аквапланирования (скольжение колес по воде при отсутствии надежного контакта с дорожным покрытием). Поэтому в большинстве ситуаций наиболее предпочтительным вариантом остается та самая твердая посадка. Но зачем же она нужна?
Спойлеры на крыльях открываются по приказу датчика шасси. |Фото: mercatinidinatale.com.
Более грубая «Firm Landing» практикуется летчиками для того, чтобы датчик, работающий на обжатие стоек шасси, сработал без задержки и вовремя подал сигнал на выпуск интерцепторов (спойлеров) на крыльях. Спойлеры в свою очередь резко ограничивают подъемную силу крыла, помогая воздушному лайнеру быстрее остановиться. Также в некоторых моделях современных лайнеров на срабатывание того же датчика стоек шасси завязана еще и работа реверса тяги в авиационных двигателях. Таким образом летчики специально сильнее «плюхаются», чтобы как можно быстрее и безопаснее затормозить. Отдельно стоит упомянуть о том, что в ряде ситуаций летчики обязаны садиться строго на автопилоте. Так, ручная посадка зачастую запрещена в ситуациях с сильно ограниченной видимостью. В свою очередь автопилот в принципе не умеет совершать «мягких» посадок и всегда сажает машину «грубой».
Автопилот в принципе не умеет делать мягких посадок. ¦Фото: mercatinidinatale.com.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про летающий «Зефир»: как итальянцы воплотили в жизнь концепт вертолёта с парашютом.