Стал известен лауреат высшей и самой престижной награды, присуждаемой архитекторам, внесшим особый вклад в мировую сокровищницу. Речь идет о Притцкеровской премии, которую в этом году получил 78-летний японец Рикен Ямамото. Это поистине удивительный выбор, ведь Ямамото никогда не был частью модного авангарда, популярным творцом, которых предпочитают отмечать высшей Премией. При этом он никогда не относился к недооцененным авторам или представителям региона, о которых так сейчас любят говорить. Он все лишь всю свою творческую жизнь доказывает, что архитектура должна служить интересам всего сообщества, не нарушая приватность частной жизни.
1. Рикен Ямамото – поиски собственного стиля и видения архитектуры
Рикен Ямамото – японский архитектор, 53-й лауреат Притцкеровской премии.
В приоритете социальное взаимодействие.
Рикен Ямамото, родившийся в 1945 году в Пекине и выросший в Японии, после окончания Токийского университета искусств (в 1971 году получил степень магистра архитектуры) настойчиво пытался найти баланс между социализацией и индивидуализмом. На первых порах становления в качестве архитектора, открывшего свое собственное бюро Yamamoto & Field Shop, он очень много путешествовал, чтобы найти тонкую грань между общественным и частным пространством.
Открытые пространства в частном домовладении (проекты Рикена Ямамото).
Дом-театр Исии. | Фото: architectsjournal.co.uk.
Первая экспедиция проходила по городам и селам/коммунам Франции, Испании, Марокко, Алжира, Туниса, Италии, Греции и Турции. Два года спустя он путешествовал по Американскому континенту, начиная с Лос-Анджелеса, Мексики, Гватемалы, Коста-Рики и Колумбии, прежде чем добрался до Перу. Не обошел стороной Ирак, Индию и Непал. Погружение в культуру и строительные традиции всех без исключения народов показало, что «порог» между общественным и частным пространством универсален.
Градостроительный проект в Пангё.
Многофункциональный центр The Circle в аэропорту Цюриха.
И пусть населенные пункты отличались друг от друга по внешнему виду, но их внутренние традиции были очень похожи. Ямамото пришел к выводу, что любые организованные пространства должны служить всем членам сообщества, а не только для тех, кто их занимает. Именно это понимание и легло в основу всех без исключения объектов, которые он проектировал как минимум последних 50 лет. Отсюда его любовь к масштабному остеклению, и неважно, будет это пожарная часть, университет, библиотека или просто жилой для небольшой семьи.
2. Значимые достижения 53-го лауреата Притцкеровской архитектурной премии
Пожарная часть за стеклянными фасадами.
Главная цель проектов Рикена Ямамото – максимальная открытость.
Несмотря на то, что Рикен Ямамото никогда не был модным дизайнером, его проекты не захватывали дух еще издалека и к нему никогда не выстраивалась очередь из знаменитостей, он много достиг. Как частные его работы, так и проекты крупных общественных объектов можно найти в Японии, Китайской Народной Республике, Республике Корея и Швейцарии.
Музей искусств Йокосука.
Один из залов Музея искусств Йокосука. | Фото: destinasian.co.id.
Примечательно: Рикен Ямамото за 50 лет творческой деятельности получил множество довольно значимых наград, включая Премию Архитектурного института Японии (в 1988 и 2002 гг.), Премию Mainichi Art Awards (1998 г.), Премию Японской академии искусств (2001 г.), Премию за лучший проект общественных зданий (в 2004 и 2006 гг.), золотую награду Good Design (в 2004 и 2005 гг.), Премию Японского института архитекторов (за проект Музея искусств Йокосука, 2010 г.). Также Рикену Ямамото в 2013 году присвоили звание академика Международной академии архитектуры.
Жилой комплекс Хотакубо.
Ну и наконец, в этом году 78-летний архитектор стал 53-м лауреатом Притцкеровской архитектурной премии. В честь этого события 16 мая 2024 г. в С. Р. Краун-холле, Иллинойсского технологического института состоится торжественное мероприятие, на котором Ямамото будут чествовать как победителя самой престижной архитектурной премии. После чего в Чикагском архитектурном центре состоится открытая для публики и онлайн лекция, которую проведет сам Лауреат.
Здание Университета префектуры Сайтама.
Если говорить о гражданской позиции, как общественного деятеля, то работы Рикена Ямамото можно увидеть, начиная с начальных школ и заканчивая университетскими кампусами, государственными учреждениями и общественными пространствами. Не остался архитектор-новатор в стороне и в период стихийного бедствия, опустошившего Японию в 2011 году. После землетрясения в Тохоку и мощного цунами Ямамото основал Local Area Republic Labo – институт, занимающийся общественной деятельностью посредством архитектурного проектирования. В 2018 году он учредил премию Local Republic Award, которую присуждают молодым архитекторам, «действующим смело и стремящимся в будущее».
3. Творческие изыскания Рикена Ямамото
Тяньцзиньская библиотека.
Архитектору и общественному деятелю Рикену Ямамото удалось выработать собственный стиль, в котором главное внимание уделяется родству между общественной и частной сферами для создания вдохновляющих и гармоничных взаимосвязей. Это и стало причиной зарождения его пристрастия к максимальной прозрачности и «размытию» граней между внутренним пространством и внешним окружением.
Дом Экома.
Футуристичный комплекс Namics Techno Core.
Один из его первых клиентов, г-н Ямакава, пришел с очень простым заданием: он хотел иметь дом с просторной террасой, которая была бы похожа на гостиную на открытом воздухе, где можно проводить дни напролет в теплую пору года. В результате заказчик получил полностью террасную резиденцию, в которой несколько белых кубических объемов (спальни и ванная комната) находятся на свободном пространстве, накрытом лишь скромной скатной крышей. Похожая структура имеется и в Кавасаки. Построенный для двух художников, дом-театр состоит из одного зала, напоминающего павильон, который плавно переходит на улицу и служит площадкой для организации общего пространства в виде ступенчатых платформ-сидений. А вот жилые помещения скрыты под землей.
Жилой дом «Беседка».
Жилой комплекс в Сеуле.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание и на то, как Ямамото реконструировал свой дом детства. Это был первый проект социального жилья архитектора, появившийся в Кумамото в 1991 году. Вдохновляясь спецификой традиционного жилья под названием матия, он спроектировал многоквартирный дом так, чтобы образовавшиеся пространства способствовали развитию чувства коллективизма среди соседей. Для этого 110 квартир были расположены вокруг засаженного деревьями внутреннего двора, до которого можно добраться, лишь пройдя через просторный зал, ставшим общественным пространством. При этом он не забыл и о конфиденциальности частной жизни отдельных семей, чьи квартиры оказались на уровне обзора.
Ратуша Фусса с внутренним двором.
Впечатляющие формы школы и офиса.
Прозрачность формы, материала и философии остаются существенным элементом в его работах. Он разработал подход к городскому планированию, вдохновляющие различные сообщества, которые доверяли ему проектирование масштабных объектов таких, как Университет префектуры Сайтама (Косигая, Япония, 1999 г.), пожарное депо в Хиросиме (2000 г.), Музей искусств Йокосука (2006 г.), Ратуша Фусса (пригород Токио, 2008 г.), Тяньцзиньская библиотека (Китайская Республика, 2012 г.), социальный жилой комплекс Gangnam в Южной Корее (2014 г.) и многие другие.
В продолжение темы, предлагаем узнать, кто еще из культовых архитекторов удостаивался высокого звания Притцкеровского лауреата.
А вот познавательное видео нашего канала: