Немецкие танки «Пантера» хорошо известны большому количеству людей в первую очередь благодаря произведениям художественной культуры. Однако, подобное знакомство не оставляет возможности узнать о каких-нибудь интересных деталях конструкции боевой машины. Например, далеко не каждый знает, что у «Пантер» делалась ребристая броня. Для чего же была нужна такая фактура поверхности?
Специальное покрытие. /Фото: ya.ru.
Первые «Пантеры» появились на Восточном фронте в 1943 году, незадолго до начала битвы на Курской дуге. Данные танки стали весьма успешной попыткой гитлеровских инженеров противопоставить нечто советским Т-34 и КВ-1. Наиболее злыми противниками советских танкистов, помимо непосредственно «Пантер», стали также «Тигры» и самоходные артиллерийские установки «Фердинанд». Все три машины отличались очень толстым бронированием.
Гонка брони шла всю войну. /Фото: war-time.ru.
Появление подобной техники в свое время значительно снизило эффективность советских противотанковых ружей, а также существовавших на тот момент противотанковых гранат РПГ-40 (конструктор Пузырев) и РПГ-43 (конструктор Беляков). Только с появлением РПГ-6 в ноябре 1943 советские войска вновь получили более-менее эффективную гранату против немецких танков.
Магнитная мина. /Фото: artstation.com.
Одновременно с этим в Германии на «Chemische Werke Zimmer & Co» была разработана новая противотанковая кумулятивная магнитная мина HHL-3. Сразу после этого, немцы резонно предположили, что подобные разработки в ближайшее время появятся и в армиях антигитлеровской коалиции. Было решено разработать специальный состав для повышения защищенности танков от подобных мин за счет сокращения магнитных свойств металла.
От магнитных мин покрывали всю броню. /Фото: yandex.ru.
Для этого тот же химический завод стал выпускать специальный состав – циммеритовое покрытие (немецкое «Zimmerit»), которое наносилось поверх брони, образуя специфическую ребристую поверхность. Данное покрытие уменьшало магнитное притяжение. Проблема была лишь в том, что ни армии Союзников, ни Красная армия не проявили большого интереса к противотанковым кумулятивным минам, хотя подобные разработки были во всех странах. В итоге немцам пришлось отказаться от циммеритового покрытия за его ненадобностью уже в 1944 году.
Нанесение циммерита удорожало и удлиняло протяженность ТО машины. /Фото: waralbum.ru.
Интересный факт: циммерит – это 40% сульфата бария — BaSO4, 25% связующего вещества Movilith 20, 15% пигмента охры, 10% наполнителя (опилки), 10% сульфида цинка ZnS. Материал обладал консистенцией, напоминающей мастику или пасту. Наносился поверх антикоррозийной грунтовки слоем 5 мм. Сохло вещество на протяжении 24 часов при условии нормальной температуры воздуха. После этого наносился еще один слой при помощи металлического гребня, который и создавал характерный ребристый рисунок поверхности.
Проблема была в том, что ни Союзники, ни РККА почти не применяли магнитные мины. /Фото: ok.ru.
Кроме того, отказ от циммерита произошел еще и по ряду других, косвенных причин. Во-первых, состав оказался достаточно дорогим, а его нанесение (и обновление) занимало немало времени. Во-вторых, танкисты опасались (и небезосновательно) того, что циммерит может способствовать воспламенению машины. В-третьих, к концу войны Германия теряла все больше заводов и цехов в результате бомбардировок союзников, что делало крайне затруднительным производство большого числа товаров.
В продолжение темы можно почитать о том, чем был так страшен на поле боя немецкий «Тигр», и почему в конечном итоге он оказался бесполезен.