Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 2
+2
-1 0



А вы знали, что первые прототипы подводных лодок создавались еще несколько веков назад? Конечно, подобные разработки были далеки от современных стальных гигантов. Примечательно, но один из первых экземпляров субмарины был создан не инженером, а обычным русским плотником в далеком 1721 году.

Мастер «потаенного» судна


Эта история берет свое начало в 1719 году, когда 29-летний безграмотный крестьянин Ефим Никонов подал письменное прошение на имя Петра I. Так как Ефим не умел писать, та за символическую плату он попросил составить челобитную местного писаря. В прошении Ефим указал, что хочет создать «потаенное» судно, которое могло бы незаметно подкрасться к вражескому кораблю и потопить его.

Петр I|Фото: Genia.Ge.

Петр I|Фото: Genia.Ge.

Идея настолько сильно приглянулась последнему царю всея Руси, что тот немедленно вызвал Никонова в Петербург для личной беседы. Петр I, который сам был опытным кораблестроителем, увидел в идее крестьянина большой потенциал. Сперва царь предложил Никонову сделать уменьшенную версию подводной лодки, чтобы наглядно увидеть ее возможности. Петр I велел вести разработку в строгой секретности и никому о ней не рассказывать. 31 января 1720 года был подписан официальный указ на строительство «Модели» (именно такое кодовое имя получила субмарина), а сам Никонов получил неофициальное звание «мастер потаенного судна».

Разработка


Спустя день работы над созданием опытного образца были начаты. В помощь Ефим мог взять лучших мастеров с петербургской верфи. Точного описания лодки нет, однако по имеющимся данным можно создать общую картину. Субмарина была сделана из дерева и внешне походила на большую бочку. В длину она предположительно была три с половиной метра, а в высоту около двух метров. Для погружения под воду на днище лодки имелись кожаные мешки, в которые через сквозные отверстия поступала забортная вода. Для того чтобы судно могло всплыть на верх, вода откачивалась вручную с помощью ножного насоса.

Примерный вид подводной лодки| Фото: Журнал "Костер".

Примерный вид подводной лодки| Фото: Журнал "Костер".

Сверху субмарины имелось отверстие для выхода водолаза. К слову, параллельно с «потаенным» судном Никонов также разработал, пожалуй, первый прототип водолазного костюма. В качестве движителя использовались обычные весла. Для поражения вражеского корабля в носу лодки планировалось установить огнемет. По информации Novate.ru, всего предусматривалось два варианта уничтожения вражеского флота.

Лодка могла выглядеть и так| Фото: Природа.

Лодка могла выглядеть и так| Фото: Природа.

В обеих из них подводная лодка должна была незаметно подойти к цели и всплыть. Далее применялся либо огнемет, который бы поджег деревянный корабль, либо спускался водолаз для повреждения днища вражеского судна.

Испытания


Петр I часто посещал Ефима и его работников, вносил корректировки и всячески подбадривал строителей. Разработка «Модели» была окончена в марте 1721 года, но из-за большой загруженности царя и прочих обстоятельство первое испытание «потаенного» судна прошло только весной 1724 года на Неве. Помимо Петра I на испытаниях присутствовали другие высокопоставленные чины и адмиралы. К сожалению, первая попытка прошла неудачно. Лодка слишком резко пошла на дно, повредила днище и дала сильную течь. Никонова пришлось спасать. Инновационная разработка не удовлетворила членов адмиралтейской коллегии, но царь продолжал верить в идею Ефима, говоря, что не все великие дела получаются с первого раза.

Испытания субмарины| Фото: Википедия.

Испытания субмарины| Фото: Википедия.

Субмарину достали со дна, и Никонов приступил к доработке проекта и укреплению корпуса судна. Из-за ухудшения самочувствия Петр I стал редко появляться на верфи, но до самой смерти верил, что у «потаенного» судна все-таки есть будущее. Повторные испытания подводной лодки прошли уже после смерти царя в 1725 году. Три раза «Модель» погружалась под воду и все три раза неудачно. Корпус субмарины неизменно давало течь. Во всех испытаниях Никонов выступал капитаном лодки, а экипаж состоял еще из четырех человек.

В конце 1725 года Екатерина I дала добро на продолжение усовершенствования субмарины. Третье и последнее испытания прошло осенью 1727 года, но снова не вышло. Адмиралтейская коллегия приказала закрыть проект «потаенного» корабля, а Никонов был разжалован из мастеров в обычные плотники.

Понравилась статья? Тогда прочитайте о пяти лучших подводных лодках Второй мировой войны.


Обратите внимание:







17210
12.01.2019 09:33
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё