
На протяжении столетий море играло одну из важнейших ролей в человеческом хозяйстве. При этом по мере развития производства и торговли кровно зависеть от него стали отнюдь не только приморские державы. Достаточно сказать, что с древнейших времён и по сей день морской транспорт остаётся самым рентабельным и эффективным. А благодаря развитию науки и техники люди получили возможность и вовсе создавать настоящих морских великанов, Нептуну на зависть.
1. Icon of the Seas – самый большой лайнер

Новый рекордсмен среди лайнеров.
В разные годы на титул самого большого круизного лайнера в мире претендовали разные суда. В 2024 году на волнах мирового океана появился новый чемпион. Им стало круизное судно Oasis of the Seas, построенное финской компанией Aker Finnyards по заказу американского покупателя. Длина этого лайнера составляет 365 метров, что на почти 20 метров больше, чем у предыдущего чемпиона. Кроме того, новинка на 29 метров длиннее самого большого авианосца в мире и почти на 100 метров длиннее печально известного «Титаника». На 20 палубах нового лайнера способно расположиться до 7.6 тысяч человек. По официальным данным, строительство Icon of the Seas обошлось заказчику в 2 млрд долларов.
2. Ever Ace – самый большой контейнеровоз

Самый большой контейнеровоз.
Иронично, но чаще всего делать слишком большие грузовые суда – экономически нерентабельно. В первую очередь потому, что многие по-настоящему гигантские суда не способны протиснуться в наиболее важные судоходные артерии вроде Суэцкого или Панамского каналов. Впрочем, исключения всё-таки бывают. Так, самым большим контейнеровозом на сегодняшний день остаётся построенный в 2021 году Ever Ace. Создателем этого богатыря южнокорейская компания Samsung. Длина судна достигает 399 метров. На борту судна можно расположить в 24 ряда 23 992 стандартных 20-фунтовых контейнеров.
3. Prelude – самый большой плавучий объект

Не очень-то и корабль.
Первый в мире и самый большой плавучий завод по производству сжиженного газа. Разработано и построено сие чудо техники южнокорейскими специалистами компании Samsung в 2013 году. С тех пор и по сей день Prelude неустанно трудится на нефтегазовых шельфах недалеко от Австралии. Примечательно, что самостоятельно плавучий завод передвигаться не может. Для того чтобы сдвинуть с места 600-тысячетонную машину, требуется несколько мощных буксиров. Из-за этой особенности некоторые склонны не причислять Prelude непосредственно к судам. Но так или иначе, среди всех рукотворных плавучих объектов этот завод – самый большой. Его длина составляет 488 метров. При этом водоизмещение завода почти в 6 раз больше, чем у самого крупного авианосца США.
4. Gerald R. Ford class – самый большой военный корабль

Крупнее их вояк нет.
Титул самого большого военного корабля на сегодняшний день принадлежит авианосцам типа «Джеральд Р. Форд». История этих кораблей началась в 2009 году и продолжается по сей день. В сравнении со своим технологическим предшественником, авианосцами типа «Нимиц», новый Ford class короче на 4 метра, зато имеет большее водоизмещение. Если у «Нимица» оно не превышало 106 тысяч тонн, то у «Форда» оно способно достигать 112 тысяч тонн. Так же новые авианосцы несут почти на 50% больше летательных аппаратов, в сравнении со своим предшественником из середины 1970-х годов. Стоимость строительства одного такого красавца обходится американским налогоплательщикам в 8-11 млрд долларов.
5. Knock Nevis – самый большой танкер

Самый большой танкер в истории.
Самый большой танкер в истории человечества. Рекорд Knock Nevis до сих пор не был побит и едва ли когда-нибудь будет. В далёком 1976 году это судно было построено специалистами японской компании Sumitomo и предназначалось для транспортировки норвежской нефти. Танке имел длину в 458 метров, а его полное водоизмещение превышало отметку в 657 тысяч тонн. Напомним, что крупнейшие авианосцы имеют водоизмещение на уровне около 100 тысяч тонн. Увы, карьера Knock Nevis сложилась не так радужно, как мечтал его заказчик. По ряду причин эксплуатация судна оказалась не слишком рентабельной, а потому едва ли не половину карьеры танкер использовался как плавучее нефтехранилище. А в 2009 году уникальное судно и вовсе продали на гвозди в Индию.
6. Pieter Schelte – самое большое строительное судно

Самый большой строитель.
Самое большое судно среди трубоукладчиков и установщиков нефтяных платформ. Почти на треть больше предыдущего рекордсмена – судна Solitaire. В длину Pieter Schelte достигает 382 метров, при этом дедвейт морского работника держится на уровне в 48 тысяч тонн. Находящийся на борту корабля 40-тонный кран способен укладывать или демонтировать трубы длиной до 33 метров. При этом у корабля есть также кран специального назначения грузоподъемностью в 550 тонн. С его помощью Pieter Schelte может опускать и поднимать грузы длиной не более 15 метров. Так же по всей длине корабля установлено 7 автоматических сварочных станций и ещё 6 автоматических станций для нанесения защитного слоя на прокладываемые трубы.
7. «Арктика» - самый большой ледокол

Крупнейшие ледоколы у России.
На сегодняшний день Россия остаётся страной-лидером в области ледокольного флота. Нужно ли говорить, что самый большой атомный ледокол также находится на её службе? Более того, подобное судно у федерации отнюдь не одно. С 2019 года было спущено на воду вот уже 4 «Арктики». Ещё 2 планируется достроить в ближайшее время. Создаются эти уникальные суда специалистами Балтийского завода. Каждая «Арктика» имеет длину в 173 метра и водоизмещение в 32.7 тысячи тонн. Быть может это не самые впечатляющие параметры на фоне других исполинов, однако в северных широтах без этих красавцев не обойдётся ни одно судно. Как не сложно догадаться, предназначены атомные ледоколы проекта 22220 для обслуживания «Северного морского пути».
А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:
В продолжение темы энергетики читайте про путь солнечной энергии: советское наследие и китайские инновации.
