Неизменным «попутчиком» любой железной дороги являются линии электропередач, которые тянутся вдоль железнодорожного полотна на сотни и тысячи километров. Прогуливаясь рядом с путями, на некоторых столбах с проводами можно заметить какие-то странные штуковины, напоминающие собранные в единую конструкцию грузики. Что это вообще такое и зачем оно нужно на железной дороге?
Выглядит примерно вот так. |Фото: myslide.ru
Загадочные штуковины, которые можно увидеть на столбах электропередач вдоль железных дорог – это не что иное как блочно-полиспастный компенсатор. Звучит страшно! Но на самом деле все достаточно просто. Итак, на линиях электропередач в большинстве случаев используют голые провода и тросы, сделанные из стали. Выбор в пользу стали конструкторами был сделан не просто так. На открытом воздухе данный материал обладает большим сопротивлением на разрыв и большей механической устойчивостью. Все это позволяет стальным проводам выдерживать сильный ветер, снег, наледь. Проблема заключается лишь в том, что стали свойственно менять свои параметры под действием даже незначительного перепада температур.
Специальная система от провисания проводов. |Фото: i-flashdrive.ru.
Длительное воздействие разных температур на стальные провода может закончиться плохо. Рано или поздно они могут оборваться в холодную погоду. В жаркую погоду стальные провода серьезно провисают. В контексте железной дороги это приводит к тому, что даже при незначительном провисании токоприемники составов больше не смогут питаться от сети. Именно для того, чтобы подобного не случалось, и применяются блочно-полиспастные компенсаторы.
Сегодня используются другие системы. |Фото: ua.all.biz.
Придуманы эти конструкции были еще на заре электронного железнодорожного транспорта. Провода для составов пропускаются через специальную систему наборов блоков и роликов. Данное устройство в дальнейшем позволяет компенсировать длину стальных проводов при помощи подвешенного груза. Так, когда провода провисают, грузы опускаются и подтягивают всю сеть. Когда провода слишком сильно натягиваются – грузы поднимаются и отпускают всю сеть. При проектировании линии железной дороги порядок и место установки блоков-компенсаторов каждый раз рассчитывается инженерами в индивидуальном порядке.
Простое решение сложной проблемы. ¦Фото: wikimedia.org.
На самом деле блочно-полиспастный компенсатор – это дело прошлого и сегодня он постепенно выходит из употребления. Все чаще на железной дороге используют современные компактные автоматические системы. Отказ от БП компенсаторов продиктован тем, что и такая система далеко не идеальна, сама постоянно страдает от изменений погоды и время от времени заклинивает. Современные высокотехнологичные компенсаторы лишены подобных недостатков.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 8 впечатляющих дорог планеты, по которым не каждый решится проехать.