Работники железнодорожных станций выполняют очень важную и почетную работу. Поэтому всю свою долгую историю она считается весьма престижной. Среди них немалым набором обязанностей отличается должность дежурного по станции. Они также имели собственные атрибуты, необходимые для работы. И если ручной диск они используют и сегодня, то ярко-красная фуражка, значение которой ранее также трудно было переоценить, сегодня практически не встречается.
Сегодня эти фуражки уходят в историю. /Фото: krim.ua.market
Долгое время служебными атрибутами дежурного по станции или ДСП был ручной диск с чёрной каймой по белому кругу и красная фуражка. Первая все еще используется железнодорожниками: с нею в руках они провожают отправляющиеся со станции поезда, составы, которые проследовали без остановки и те, которые останавливаются.
А вот другой неотъемлемой составляющей униформы дежурного, причем еще с 1870 года, были красные фуражки. Их основная функция состояла в том, чтобы безошибочно различать дежурного по станции от любого другого железнодорожника, потому что именно они являлись своеобразными «начальниками движения».
Дежурные по станции появились еще в царские времена. /Фото: etoretro.ru
Неотъемлемость красной фуражки как атрибута ДСП в прошлые годы наглядно демонстрируется такой тенденцией: если дежурный по станции выходит к отправляющемуся поезду без своего служебного головного убора, то машинист не предпримет даже попытки тронуться с места. Это правило было ярким примером строгой дисциплины на железнодорожном транспорте во предыдущие времена, и оно неукоснительно соблюдалось в том числе при условии, если машинист знал дежурного по станции лично.
Все по традиции: мужчинам - фуражки, женщинам - пилотки. /Фото: vk.com
А вот сегодня эта тенденция постепенно сходит на нет. Причем многие причиной этому видят серьезного падение престижности профессии железнодорожника в общем и дежурного по станции в частности. Сейчас строгого соблюдения работниками требований устава к форменной одежде практически не осталось. Кроме того, из новой редакции ПТЭ пункт в инструкции по сигнализации, где четко прописывался в том числе головной убор дежурного по железнодорожной станции, в котором он обязан встречать и провожать поезда, и вовсе исключили.
Сегодня ДСП в основном работают за пультами. /Фото: udoba.org
Другой же причиной исчезновения правила о неукоснительном ношении красной фуражке ДСП стал технический прогресс. Так, многие крупные железнодорожные магистрали давно оборудованы диспетчерской централизацией, из-за чего должностные обязанности дежурного по станции существенно сократились. Поэтому исчезают не только фуражки, но и сами железнодорожники, которые еще совсем недавно считались «начальниками движения».
В дополнение к теме: Зачем на матросских бескозырках нужны ленточки