Каким бы он ни был, но транспорт всегда остаётся транспортом, будь то автомобиль, самолёт или поезд. Суть всегда остаётся неизменной – доехать до места назначения. Правда, есть одна интересная деталь: если в самолёте и в автомобиле пилот и водитель сидят обычно слева, то почему в поезде место для машиниста находится справа?
Левый, правый и средний водитель
Ford Model T 1908-1927 год./ Фото: auto.ru
В России, да и в большинстве других стран водитель сидит с левой стороны, а одна из главных причин тому – правостороннее движение. Почему транспорт едет именно по правой стороне, точно никто не знает, но причин могло быть несколько. Одноместные экипажи ездили всё время справа, ведь так легче разъехаться с другими, а вожжи натягиваются тоже правой рукой. Есть мнение, что в этом сильно помог Генри Форд, поскольку он массово стал выпускать леворульные автомобили, а за ним последовали и все остальные. В России же правостороннее движение закрепили законодательно ещё в XVIII веке.
Центральное расположение руля./ Фото: ru24.net
Появившиеся впоследствии автомобили быстро вписались в уже существующие правила и стали ездить по правой стороне, а инженерам только и оставалось, что приспособить их конструкции соответствующим образом, чтобы ездить было проще и безопаснее. Во-первых, прямо посредине автомобиля появилась коробка передач с селектором, разделив передний ряд на право и лево. Разумеется, водителю-правше было гораздо удобнее переключать передачи правой рукой. К тому же перенести коробку передач в другое место – чудовищно сложная техническая задача, для осуществления которой нужно буквально перекроить всю машину. В свою очередь, водителю приспособиться было гораздо проще. Безопасность здесь тоже играет большую роль: водитель слева имеет гораздо лучший обзор и хорошо контролирует машину. Конечно, можно было бы сделать водительское место по центру, но тогда уменьшится количество пассажирских мест, что само по себе очень неудобно.
Лондон, XIX век./ Фото: dzen.ru
Примерно в трети стран движение левостороннее, и в этом виноваты англичане. Ещё во времена карет, повозок, конных экипажей и прочего гужевого транспорта в Великобритании была введена имперская дорожная система. В ней собрали большую часть привычных на тот момент общепринятых правил движения, куда вошло и разделение на правую и левую полосы. Причём у этого разделения есть интересный исторический контекст. Как оказывается, левостороннее движение возникло из-за конных повозок: кучер изначально сидел справа, в правой руке он держал свой главный инструмент – хлыст, и с правой стороны он никого хлыстом не цеплял. Уже сложившуюся естественным образом левостороннюю систему просто «узаконили», а впоследствии её использовали и в многочисленных британских колониях. Сейчас таких стран меньшинство, а доля «левостороннего» населения составляет примерно 34%.
В самолётах тоже слева
Кабина Boeing 737./ Фото: flickr.com
Пилот в самолёте традиционно тоже находится слева, как и большинство водителей, но вот почему было сделано именно так, история умалчивает. Нет ни одного источника, который мог бы со 100-процентной уверенностью рассказать, по какой причине кресло пилота (командира экипажа) находится с левой стороны. Впрочем, есть масса интересных теорий, и некоторые из них выглядят весьма правдоподобными. К примеру, согласно одной из них, это было сделано, чтобы улучшить видимость для пилота, поскольку из-за вихревых потоков самолёт ещё на земле забирает именно в левую сторону. Согласно ещё одной гипотезе, такая компоновка была принята ещё во время создания первых самолётов, когда самолёт управлялся правой рукой, потому как это привычнее для правши, а левой регулировалась дроссельная заслонка.
Кабина самолёта./ Фото: drive2.ru
Самая же популярная и правдоподобная версия гласит, что своим строением кабина самолёта была обязана автомобилю с левым расположением руля. Мол, зачем изобретать что-то новое, если есть привычное и уже проверенное старое? Впоследствии добавились новые приборы, кабина много раз совершенствовалась, но общее расположение осталось прежним. Впрочем, большая часть интересующихся, среди которых есть и пилоты, уверены, что кабину самолёта сделали такой просто удобства ради. Все остальные конструкторы подхватили идею и продолжили работать в том же ключе. Потом всё это стало традицией, а всё остальное приспособили к такой компоновке: расположение приборов, стиль управления, манёвры, правила и всё прочее.
Поезд
Пассажирский паровоз./ Фото: mindortrans.su
В поездах место машиниста традиционно находится с правой стороны, по крайней мере в российских, в других странах оно может находиться слева. Основных же причин всего две: традиции и расположение светофоров. Традиция размещать машиниста справа появилась ещё в те далёкие времена, когда локомотивы приходилось топить углём и заправлять водой. В паровозе кабина занимала лишь небольшую его часть между огромным котлом впереди и тендером сзади, где находился запас угля и воды. Любопытно, что «рабочее место» машиниста определилось само собой – с правой стороны возле окна. Первой причиной был кочегар, он время от времени закидывал в топку уголь, и делать это было удобнее всего с левой стороны, а поскольку места было категорически мало, эта площадка досталась ему по умолчанию. Также с правой стороны железнодорожных путей традиционно устанавливали семафоры, при помощи которых машинист получал указание от диспетчера. Чтобы наблюдать за ними, требовалось находиться с правой стороны и высовывать голову в окно, поскольку спереди обзора не было.
Современный локомотив./ Фото: dzen.ru
В современных поездах в этом отношении мало что изменилось. Конечно, семафоров больше нет, их место заняли современные светофоры, но суть не изменилась. Машинист по-прежнему следит за подаваемыми сигналами и действует сообразно им. Конструкция локомотива тоже сильно изменилась, теперь из кабины открывается отличный вид через большие лобовые стёкла, но рабочее место машиниста всё равно остаётся там же. Во-первых, так удобнее, а во-вторых, зачем менять то, к чему все привыкли.
Помимо происхождения праворульных и леворульных машин, с автомобилями связано немало интересных историй и фактов.