Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Беспилотники – едва ли не самая животрепещущая для России тема последних двух лет. Их обсуждают, осуждают, а некоторые вообще не верят, что они у российской армии вообще когда-нибудь были. Как бы то ни было, но разработки беспилотных систем ведутся давно, а в последнее время им уделяется повышенное внимание.


Советские разработки

Ту-123 «Ястреб»./ Фото: авиару.рф

Ту-123 «Ястреб»./ Фото: авиару.рф


В СССР технологии автономного пилотирования для самолётов были известны ещё задолго до начала Великой Отечественной войны, и после её окончания они развивались стремительными темпами. К 1960-м годам разработчики настолько продвинулись, что на их успехи не могли не обратить внимание военные. Уже к середине 1960-х на вооружение ВВС СССР приняли беспилотный летательный аппарат Ту-123 «Ястреб», который мог производить разведку местности вглубь территории противника на несколько сотен километров, а в 1976 и в 1979 годах их место заняли Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж».

Ту-143 «Рейс»./ Фото: otvaga2004.ru

Ту-143 «Рейс»./ Фото: otvaga2004.ru


Два последних перед «Ястребом» имели большое преимущество, они были многоразовыми. Конструктивно «Рейс» и «Стриж» были очень похожи, но последний имел большие размеры за счёт более мощного маршевого двигателя и солидного запаса топлива. Разница в радиусе действия тоже была существенной – 180 и 1000 километров соответственно. Они тоже использовались для разведки местности. На «Рейс» устанавливали фото- и видеокамеры, а «Стриж» за счёт большей грузоподъёмности дополнительно оснащался инфракрасной системой наблюдения. Запускались они с самоходной наклонной платформы твердотопливным двигателем, после чего запускался маршевый реактивный.

Ту-141 «Стриж»./ Фото: topcor.ru

Ту-141 «Стриж»./ Фото: topcor.ru


Для своего времени беспилотники были очень хороши, хоть и не без недостатков. Конечно, их никто не собирался делать слишком маленькими, в то время для этого не существовало нужных технологий, да и использовать в качестве ударных тоже не планировали. Они нужны были исключительно для разведки, а высокая скорость и большая рабочая высота уберегали от ПВО противника. В 1990-х их вывели из эксплуатации, как устаревшую технику, и использовали в качестве воздушных мишеней.

Современность

Ту-143 «Рейс»./ Фото: leftie.ru

Ту-143 «Рейс»./ Фото: leftie.ru


После распада СССР, в наступившем потом хаосе и при откровенном игнорировании новым руководством страны собственного ВПК, речи о производстве беспилотников уже не велось. Но перспективные наработки всё-таки были. На смену «Стрижу» уже подготовили перспективный прототип Ту-300 и его серийный вариант «Филин». Правда, финансирования на него никто не выделил, поэтому не сложилось.

Ту-300 «Коршун»./ Фото: dzen.ru

Ту-300 «Коршун»./ Фото: dzen.ru


Дальнейшее развитие российских беспилотников сложно было назвать слишком уж радостным. Самым главным препятствием на пути отрасли стала инертность военных старой советской школы, которые по советской же традиции успешно игнорировали всё новое и непривычное. Проще говоря, беспилотникам уделяли слишком уж мало внимания, потому как считали, что пользы от них никакой или почти никакой не будет. Впрочем, что-то всё-таки делалось.

1. «Форпост»

БПЛА «Форпост»./ Фото: hdpic.club

БПЛА «Форпост»./ Фото: hdpic.club


Лишь к концу 2000-х годов к военному руководству пришло понимание, что беспилотники могут выполнять функции, важность которых переоценить невозможно. Вот только никаких собственных наработок в этой области не было. И первой попыткой сделать хоть что-то стал разведывательный беспилотник «Форпост». Был он, правда, не российским, а израильским. Российская армия в 2009 году приобрела парочку беспилотников Searcher II у известной компании IAI, чтобы разобраться в вопросе и понять, а нужно ли вообще с этим связываться. Через год купили лицензию на производство, но российская промышленность не выпускала ничего подобного, и комплекты для сборки пришлось покупать тоже у Израиля, причём они поставлялись с характеристиками ниже заявленных. Впрочем, главным приобретением здесь был опыт, который на тот момент практически отсутствовал.

2. «Застава»

БПЛА «Застава»./ Фото: moda-beauty.ru

БПЛА «Застава»./ Фото: moda-beauty.ru


Полученный опыт был очень полезным, и уже в 2013 году был выпущен ещё один разведывательный беспилотник «Застава». Его тоже построили на основе израильского IAI Bird Eye 400, но подход к его проектированию уже был совершенно другим. Уже имеющуюся конструкцию перебрали до винтика и модернизировали, чтобы как можно лучше приспособить к выполняемым задачам и улучшить характеристики беспилотника. Он может использоваться в качестве средства удалённой разведки, наблюдения за местностью и передвижениями противника, а также для корректировки артиллерийского огня. Хоть в массовый он и не превратился, но стал очередной ступенькой к созданию собственных технологий.

3. «Орион»

БПЛА «Орион»./ Фото: anna-news.info

БПЛА «Орион»./ Фото: anna-news.info


До 2015 года Россия могла только мечтать о собственных беспилотниках среднего класса, которые могли бы летать на большие расстояния и нести на себе солидную полезную нагрузку. Ситуацию изменил «Орион», разработанный группой «Кронштадт». Над созданием проекта и постройкой рабочего прототипа они работали четыре года, и лишь в 2015 смогли провести первые лётные испытания. Доработка беспилотника велась ещё несколько лет, и в 2019 году военные получили в своё распоряжение первые образцы.

БПЛА «Орион»./ Фото: anna-news.info

БПЛА «Орион»./ Фото: anna-news.info


Основными материалами для беспилотника стали прочные и лёгкие композиты на основе углеволокна. В воздухе он может держаться около суток и подниматься на высоту около 7500 метров, а его полезная нагрузка составляет 200 килограмм. Изначально его разрабатывали для разведки, но потом добавили возможность установки вооружений. Оборудование для радиолокационного и электронного наблюдения находится в носовом обтекателе, проницаемом для радиоволн. Список выполняемых «Орионом» возможных задач очень широкий, а основные из них – военные, например, разведка, корректировка огня и наведение ракетных и артиллерийских систем на цели. О реализации гражданских программ с его использованием ничего неизвестно, но на поле боя он уже успел продемонстрировать свои возможности.

4. «Герань»

БПЛА «Герань»./ Фото: prothomalo.com

БПЛА «Герань»./ Фото: prothomalo.com


«Небесные мопеды» уже успели наделать много шума, а официально подтверждённой версии их появления нет до сих пор. Правда, иностранные специалисты, проводившие исследования собранных обломков, дали неожиданное для всех заключение. Как оказывается, подавляющее число компонентов дронов-камикадзе были произведены в России, что намекает либо на собственные российские разработки, либо на покупку иранских технологий.

БПЛА «Герань»./ Фото: 9111.ru

БПЛА «Герань»./ Фото: 9111.ru


«Герань» — один из самых простых и эффективных барражирующих боеприпасов (дронов-камикадзе). У них очень простая конструкция, их можно оснащать практически любыми двигателями, а при взлётной массе в 200 килограмм они могут нести 50-килограммовую боевую часть. К тому же эффективность систем ПВО против них очень спорная: они слишком маленькие, слишком низко и слишком медленно летят.

Сейчас развитию отрасли беспилотников в России уделяют большое внимание, а одной из интересных разработок стал «Термит», БПЛА вертолётного типа.


Обратите внимание:







1908
10.08.2024 14:38
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё