
В русской разговорной речи слово «карамультук» стало именем нарицательным. В большинстве случаев оно носит негативную оценку. Конечно, в качестве оскорбления его не используют. И всё же применяют преимущественно в тех случаях, когда нужно иронично или издевательски подчеркнуть примитивность и моральное устаревание какого-либо ручного огнестрельного оружия. Однако, насколько справедливо подобное отношение применительно к слову «карамультук»? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся разобраться, что же оно значит на самом деле.

В русский язык слова «карамультук» и менее известное в народе «джезайл» проникли еще в XIX столетии, когда Российская империя активно занималась экспансией в направлении Кавказа и Центральной Азии. Однако, по-настоящему широкое хождение в народе восточное название огнестрельного оружия получило лишь в советскую эпоху. Не в последнюю очередь поблагодарить за это следует уроженца Полтавы, советского писателя Георгия Павловича Тушкана. В 1930-е годы он много работал на Памире в качестве начальника высокогорной комплексной станции. Это позволило ему немало попутешествовать по всей Средней Азии. В 1940 году Георгий Тушкан опубликовал роман «Джура», повествующий о судьбе киргизского охотника, вышедшего на тропу войны с басмачами и примкнувшего к Красной армии. А в 1964 году роман был экранизирован под тем же названием.

Карамультук - любая винтовка.
Как уже можно было догадаться, главный герой Джура по ходу истории орудовал тем самым карамультуком, который в начале истории снял с тела какого-то безымянного бедолаги, погибшего в горах. Соответственно, слово «карамультук» является тюркским и состоит из двух корней «кара» - чёрный и «мультук» - ружьё винтовка. В XIX и первой половине XX века под этим названием подразумевалось любое длинноствольное огнестрельное оружие. Изготавливались карамультуки местными мастерами-оружейниками, жившими на территории современных Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. При этом по своим тактико-техническим характеристикам среднеазиатское длинноствольное оружие несмотря на общность названия могло сильно разниться. Так, карамультуки могли быть как гладкоствольными, так и нарезными, как с фитильным, так и с ударно-кремниевым замком.

Отдельные и вовсе произведение искусства.
Единственное, что по-настоящему роднило всякий карамультук, так это относительная техническая простота, дешевизна и чёрный цвет. Откуда, собственно и название «чёрное ружьё». Мрачная раскраска была продиктована не вопросами стиля, а необходимостью. Дело в том, что карамультуки подвергались воронению для защиты от разрушительного воздействия коррозии. В ходе производства, мастер-оружейник погружал детали карамультука в раствор из кипящей воды и калийной селитры. В качестве альтернативы могли также использовать жидкую натру. Детали «варили», затем извлекали, охлаждали и чистили щёткой от налёта. Если воронение было недостаточным, всю процедуру повторяли. Когда же оружие приобретало нужный чёрно-синеватый оттенок, его поливали маслом и оставляли на ночь. При этом карамультук в целях снижения стоимости был лишён каких-либо декоративных украшений, так как основным потребителем этого огнестрела был простолюдины.

Били дальше европейских.
В этом отношении полной противоположностью карамультука был джезайл – богато украшенное ружьё для состоятельных парней! Правда, в некоторых случаях джезайлы также могли иметь более длинный ствол и качественную сборку, что также сказывалось на эксплуатационных характеристика. Впрочем, было бы ошибкой думать, что «чёрные ружья» центральноазиатских народов – это априори плохое оружие. На самом деле здесь всё зависело от мастерства конкретного мастера. Поэтому такие ружья могли быть как хуже, так и лучше европейских. Особенно в вопросе дальности стрельбы. Например, лучшие из карамультуков били на 50-75 метров дальше серийных британских и русских винтовок. При этом были еще и точнее. Отдельные работы горцев и степняков так вообще можно смело считать произведением оружейного искусства! Однако, романтизировать такое кустарное производство оружия тоже не стоит, ведь пока даже самый лучший мастер делал 1 единицу, завод выпускал 1 000. А 1 000 «посредственных» всегда будет лучше 1 шедевра.

Не стоит недооценивать.
А вот интересное видео с нашего канала - в сети сбывают новенькие ВАЗы как с завода – откуда такие машины берутся в 2020-х:
В продолжение темы читайте о том, как отличить боевое оружие от цивильного: примеры и факты.
