В кругу военных экспертов и танкистов танки М4 «Шерман» часто сравнивают с советскими Т-34, называя их аналогом культовой модели. Один из самых массовых танков в Америке во времена Второй мировой войны имеет массу сходств с легендой СССР. Но есть и некоторые особенности, которые часто остаются незамеченными.
1. Откуда взялось название
Танк получил прозвище по фамилии генерала Шермана/ Фото: tanki-tut.ru
На самом деле, М4 никогда не назывался «Шерман». Это прозвище он получил в честь генерала Шермана, который принимал активное участие в Гражданской войне в США.
2. Минимум пять разных модификаций силовых агрегатов
«Шерман» имел пять комплектаций с различными моторами/ Фото: fishki.net
Не секрет, что у танка было много комплектаций с разными двигателями. В общей сложности известно как минимум о пяти моделях силовых агрегатов, в том числе от General Motors, Chrysler, Caterpillar и других концернов.
Более того, сообщается и о появлении моделей с двигателями Rolls-Royce Meteor из Великобритании, а также о модификациях с 12 мотоциклетными блоками, которые взаимодействовали друг с другом посредством ремней.
3. У первых образцов был сварной корпус
Танк М4А1 с цельнолитым корпусом/ Фото: auto.ru
Заводы, которые модернизировались под серийный выпуск «Шерманов» до начала военных действий делали сварные корпуса. Тогда у модели не было дополнительной маркировки в названии, а просто М4.
Цельнолитым корпусом обладал М4А1, который выпускался гражданскими заводами, в том числе в сфере автомобилестроения и производства железнодорожного оборудования. Последующие выпуски обладали как сварным, так и литым исполнением. В некоторых моделях практиковался комбинированный тип кузова. В частности, это касается М4А6.
Безбашенный танк «Кенгуру» на основе «Шерман»
Танк «Кенгуру», не имеющий башни/ Фото: topwar.ru
На основе танка «Шерман» активно создавались разные модификации бронетехники, в том числе БТР и самоходные артиллерийские установки. И хоть канадцы получали от союзников из США бронетранспортеры на гусеничном ходу М3, со временем их запасы начали стремительно сокращаться, так как сами американцы испытывали дефицит бронетехники.
В результате канадские военачальники пошли на полностью оправданный шаг – модернизировать часть танков «Шерман» и «Прист» в бронетранспортеры.
Первые прототипы «Кенгуру» делались на основе САУ М7 в количестве 72 штук. «Родительские» модели были лишены пушки 105 мм и боеукладки, а часть с мехводом была отделена от оставшегося корпуса. При этом пулеметное вооружение не поменялось, а при желании технику можно было доукомплектовать вспомогательными пулеметами.
Главным достоинством таких переделок являлась возможность обратного переоборудования. То есть, из БТР можно было снова сделать танк или САУ.
В случае с «Шерманами» с них демонтировали боеукладку и башни. В месте размещения башни находились кресла и вспомогательные пулеметы. Поскольку на этапе посадки в БТР и десантирования из него были некоторые трудности, к танкам и самоходным артиллерийским установкам приваривали поручни.
На борт «Кенгуру» мог взять до 15 членов экипажа/ Фото: pinterest.com
Ожидалось, что «Кенгуру» сможет взять на борт 8-15 членов экипажа. На практике же канадские военные «набивали» машину немыслимым количеством пассажиров и делали на ней невозможное – использовали для наступательных действий.
Безусловно, нужно учитывать, что идея переоборудовать танк «Шерман» в БТР была исключительно желанием энтузиастов и полной импровизацией. И неудивительно, почему в реальных боевых условиях многие элементы таких переделок выходили из строя, сталкиваясь с реальным противником.
Тем не менее «Кенгуру» оказали канадским военным огромную помощь, когда страна испытывала серьезный дефицит бронетехники. Тем более, что другого более эффективного метода защитить пехоту от вражеских атак тогда не было.
Интересно также узнать про 5 танков, которые называют самыми красивыми.