В годы Второй мировой войны штурмовая авиация получила самое широкое распространение как в Советском Союзе, так и в других странах. Помимо СССР, наиболее успешно штурмовую авиацию применяли Соединенные Штаты, особенно уже после открытия второго фронта во Франции. Однако, после мировой войны по обе стороны Атлантики решили, что дозвуковые штурмовики в новых условиях полностью исчерпали свои тактические возможности. И как это часто бывает в истории, пинка сапогом под пятую точку за ошибочное решение и американцам, и советам дала самая жизнь.
Разработка началась во времена Вьетнама. |Фото: amp.politeka.net.
После окончания Второй мировой войны и применения ядерной бомбы военные по обе стороны Атлантики сделали несколько преждевременных выводов. И в США, и в СССР быстро сформировалось и укоренилось мнение, что будущее за ядерным оружием и реактивной, а в перспективе сверхзвуковой авиацией. Кроме того, стремительно развивавшееся в те годы ракетостроение наводило военных на абсолютно ошибочную идею о том, что появление и развитие ракет и вовсе уничтожит авиацию как класс военной техники. Поэтому в обоих военно-политических блоках сделали вывод о том, что в гипотетической войне будущего самолеты-штурмовики не нужны. Кратковременный всплеск интереса к такого рода машинам произошел во время Корейской войны 1950-1953 года. Однако, после этого от штурмовиков натурально отказались…
Американские А-10. ¦Фото: w-dog.ru.
Первыми пинок за ошибочное решение получили американцы во Вьетнаме. Там очень быстро выяснилось, что истребители и бомбардировщики не могут достаточно эффективно справляться с теми задачами, которые ранее на поле боя выполняла штурмовая авиация. В качестве вынужденной меры американцы бросились в 1968 году переоснащать в импровизированные штурмовики гражданские самолеты A-37 Dragonfly! Два раза повторять американским партнерам было не нужно, а потому в том же году началась разработка нового и современного штурмовика A-10 Thunderbolt II, названного в честь аналогичной машины времен Второй мировой войны. На свет «Удар молнии» появился уже в 1972 году, и в модернизированном виде используется ВВС США по сей день. Интересно, что изначально американцы рассчитывали, что главным оружием нового штурмовика станет крупнокалиберная автоматическая пушка. Но еще во Вьетнаме стало понятно, что основной урон наносит все-таки неуправляемое вооружение: бомбы и ракеты.
Простой, надежный, мощный. |Фото: авиару.рф.
В Советском Союзе за злоключениями американской ударной авиации в одной индокитайской стране следили со всей внимательностью. Стало очевидно, что штурмовики все еще не растеряли актуальности на поле боя. Советские ВВС обратились к отечественным конструкторам с техническим заданием. Перспективный штурмовик должен был быть простым в пилотировании, производиться из строго отечественных и недефицитных материалов, иметь возможность базирования на грунтовых аэродромах, иметь хорошее бронирование и высокую огневую мощь с упором на применение неуправляемого вооружения. По требованию ВВС экипаж нового самолета должно было защищать бронирование, способное выдержать попадания пулеметных пуль калибра 12.7 мм и осколков от ракет массой до 3 грамм.
Прозвали Грачом. |Фото: b-pointer.ru.
В 1968 году конструкторы ОКБ «Сухого» представили Павлу Осиповичу проект нового штурмовика с заводским индексом Т-8. Сухой познакомившись с работой дал отмашку на создание масштабной модели, однако военные остались недовольны и сказали, что Т-8 им не подойдет. Несмотря на отказ, Сухой на свой страх и риск распорядился продолжить работу над машиной. Сохранить проект отчасти помогло то, что на проходивших в тот момент учениях в Беларуси ни один из советских истребителей или бомбардировщиков не смог удовлетворительно справиться с поставленной задачей.
К этому моменту в ОКБ «Сухого» уже была готова доработанная версия перспективной машины Т-8-1 с увеличенной боевой нагрузкой и запасом топлива. Из-за этого самолет стал немного крупнее. Площадь крыла увеличилась до с 21 до 28 кв.м, а длина машины с 12.54 до 13.7 метров. В очередной раз военным машину показали в 1972 году. Командование осталось самолетом довольно, и уже в 1975 новенький Т-8-1 совершил первый полет и был назван Су-25. Тогда же началась разработка первой модификации – Су-25Т, способной поражать новейшие американские танки «Абрамс».
Используется по сей день. |Фото: belvpo.com.
Когда началась война в Афганистане, Су-25 находился в стадии государственных испытаний. В 1980 году новые машины решили испытать в «особых условиях». Самолеты перебросили в Афганистан. Программа испытаний получила кодовое название «Ромб». Базировались машины на аэродроме Шинданд. 9 мая 1980 года началась Фарахская операция, в ходе которой советская колонна мотострелков угодила в засаду в одном из ущелий. В том регионе у душманов было достаточно серьезное противовертолетное ПВО из тяжелых пулеметов. Поэтому было решено бросить на выручку Су-25, обвешанные бомбами АБ-100.
За 3 дня пара Су-25 совершила по 4 боевых вылета в сутки. Позиции моджахедов были буквально стерты, а спасенные мотострелки вошли к ущелье после бомбардировок без единого выстрела и потерь. Военные единогласно пришли к выводу о том, что Су-25 оправдал все ожидания.
Серьезная машина. |Фото: topwar.ru.
В дальнейшем у афганских душманов появились переносные зенитные ракетные комплексы. Сначала «Red Eye», а затем и пресловутые «Stinger». Проблему первых конструкторы Су-25 решат увеличением числа инфракрасных ловушек. Со вторым ПЗРК просто так справиться не получится. Советские конструкторы значительно улучшат эффективность противопожарной системы Су-25, что повысит выживаемость самолета. После этого большинство даже подбитых из «Стингера» штурмовиков начнет долетать до аэродрома.
За период с 1980 по 1989 году советские 25-ые в Афганистане совершат более 2 600 боевых вылетов. За это время будет потеряно всего 23 машины, что является очень хорошей статистикой в условиях использования современных ПЗРК. Именно в Афгане самолет получит свое неформальное название «Град». И именно советские Су-25 будут последними из советских войск, что покинут границы Афганистана в 1989 году.
Используется по сей день. |Фото: ozodlik.org.
Афганская война станет первой в карьере Су-25, но, увы, не последней. С тех самых пор самолет постоянно появляется в вооруженных конфликтах по всему миру. Несмотря на солидный возраст, 25-ый, как и американский А-10, постоянно модернизируется. До сих пор самолет не утратил актуальности, обладая огромной огневой мощью и все еще приемлемым уровнем защищенности.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про Messerschmitt Bf-109: как главный истребитель Люфтваффе показал себя в годы Второй мировой войны.