Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В годы Второй мировой войны немецкий самолет Messerschmitt Bf-109 был едва ли не главным истребителем Люфтваффе. Машина активно применялась Третьим рейхом со времен Испанской кампании. Кружили «Мессеры» и над головами красноармейцев на Восточном фронте. Всего за годы войны немцы произвели по разным оценкам от 33 до 34.8 тысяч этих машин. На востоке 109-ые бодались в первую очередь с советскими Як-9, Ла-5, Ла-7. Так как же себя показали знаменитые «бубновые»?


Мессеры были грозной машиной. |Фото: ru.pinterest.com.

Мессеры были грозной машиной. |Фото: ru.pinterest.com.


Боевое крещение Messerschmitt Bf-109 состоялось в небе над Испанией во время тамошней гражданской войны. За время вооруженного конфликта люфтваффе направило на полуострове 130 истребителей, из которых было потерян 41. При этом немецкие летчики смогли одержать 314 воздушных побед. Тогда же один из Bf-109 был передан испанскими республиканцами в СССР для изучения. Во время польской кампании немецкие Bf-109 наголову разгромили ВВС республики, которые перестали существовать (по некоторым данным) всего за несколько дней. Основные потери «Мессеров» в Польше были от огня ПВО. Морально устаревшие самолеты PZL P.11 не представляли для нового 109-го серьезной угрозы.

В начале войны они не знали равных. |Фото: warshistory.ru.

В начале войны они не знали равных. |Фото: warshistory.ru.


Во время оккупации Дании и Норвегии немецкая истребительная авиация практически не использовалась, выступая исключительно на вспомогательных ролях. Люфтваффе выделило на обе страны всего 30 бортов, из которых было потеряло 10 в основном от средств ПВО. При этом немцы одержали 17 воздушных побед. Во время оккупации Франции было задействовано не менее 860 истребителей 109-ых моделей. Им противостояло 550 французских и 100 британских истребителей, а также некоторое количество голландских и бельгийских машин. Благодаря численному превосходству, опыту и передовой тактике люфтваффе смогло быстро завоевать господство в воздухе. Почти везде, где появлялись «Мессеры», немцы выигрывали воздушный бой в одну калитку. Ощутимые потери 109-ые понесли только во время британской эвакуации войск из Дюнкерка. Там британо-французские истребители отправили к «арийскому богу» 140 немецких самолетов, потеряв при этом 106.

Первыми бить Мессеры начали англичане. |Фото: luftwaffephotos.com.

Первыми бить Мессеры начали англичане. |Фото: luftwaffephotos.com.


В воздушной Битве за Британию немецкие «Мессеры» столкнулись с в целом аналогичными по характеристикам британскими самолетами. Кроме того, впервые за время люфтваффе предстояло действовать в условиях отсутствия решительного численного превосходства. Из 2800 боевых самолетов над Британией 760 машин были Bf-109. Из них по итогам британской кампании люфтваффе потеряло 530 самолетов. Британцы смогли выстоять в воздушном противостоянии и не позволили нацистам уничтожить свои ВВС на первым этапе кампании, из-за чего люфтваффе было вынуждено сменить тактику и отказаться от массированного использования истребительной авиации.

В СССР ситуацию переломили только в 1943 году. |Фото: id.pinterest.com.

В СССР ситуацию переломили только в 1943 году. |Фото: id.pinterest.com.


На момент вторжения в Советский Союз Германия сконцентрировала на восточной границе чуть больше 1 тысячи истребителей Bf-109. С 1941 по 1942 года «Мессеры» уверенно демонстрировали техническое и тактическое преимущество над советской истребительной авиацией. Особенно, над устаревшими И-15 и И-153. Советские Як, ЛаГГ и МиГ в боях со 109-ыми на первом этапе войны также несли ощутимые потери. Ситуация в воздухе осложнялась в первые годы войны и неудачами Красной армии на земле.

Доплетался. ¦Фото: yaplakal.com.

Доплетался. ¦Фото: yaplakal.com.


Меняться положение дел на Восточном фронте начало только к концу 1942 года, когда в Красную армию стали поступать новые модели истребителей - Ла-5, Як-7Б, Як-9 и ленд-лизовские «Аэрокобры» американского производства. Возросшие характеристики советских истребителей позволили уверенно противостоять грозным «бубновым». Переломным моментом стал 1943 год и развернувшееся в апреле-июне Кубанское воздушное сражение. По итогам сражения советская авиация смогла завоевать воздушное превосходство над люфтваффе.

Что касается данных потерь, то они сильно разнятся. И советская, и немецкая сторона называют принципиально разные цифры, завышая потери противника и занижая потери своих истребителей. Четкой картины на этот счет нет, однако одно можно сказать точно – в грандиозном сражении погибли сотни самолетов и экипажей с обеих сторон. А после Битвы на Курской дуге одностороннее тактическое и техническое превосходство «Мессеров» над советскими истребителями подошло к концу. В 1944 году истребительная авиация Третьего рейха продолжила сдавать позиции ВВС всех стран антигитлеровской коалиции. Стала сказываться потеря ветеранского личного состава и ухудшение качества сборки самолетов в условиях дефицита ресурсов и постоянных бомбардировок Германии.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, почему солдаты вермахта откровенно ненавидели штурмовик Ил-2.


Обратите внимание:








1648
6.12.2022 18:48
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё