Хорошая новость для тех, кто предпочитает живое общение с книгой. Голландский архитектор Бьярне Мастенбрук издал иллюстрированную энциклопедию, которая знакомит читателей с технологией, лежащей в основе неожиданных архитектурных решений. Используя работы фотографа Ивана Баана, аналитические зарисовки и диаграммы, автор издания прославляет изобретательность зодчих, которые смогли создать шедевры в невероятно сложных условиях, не нарушая законы природы.
1. Идея книги «Копай! Строительство, связанное с землей»
Увлекательная книга Бьярне Мастенбрука, раскрывает инновационную логику архитектурных творений, спрятанных в земле.
Снимки фотографа Ивана Баана помогли создать иллюстрированную книгу, которая может заменить энциклопедию по архитектуре.
Несмотря на то, что строительство зданий физически прикреплено к земле, большая часть архитектурных сооружений удалено от нее. Взять, к примеру любые высотные здания или гигантские небоскребы, вершины которых уже давно прячутся за облаками. Но существуют объекты, которые спрятаны под землей, именно о таких шедеврах, в основном, идет речь в книге, написанной голландским архитектором Бьярне Мастенбрук, который решил приоткрыть таинственные технологии, позволяющие строить в обратном направлении (сверху вниз), интегрировать фантастические объекты в толщу земной коры и возводить дома, не нарушая законов природы.
На 1380 страницах можно найти массу примеров архитектурных проектов, которые гармонично вписываются в природный ландшафт. | Фото: salonemilano.it.
Современные проекты тоже могут порадовать органической архитектурой. | Фото: thisiscolossal.com.
1390 страниц уникального издания под названием Dig it! Building Bound to the Ground («Копай! Строительство, связанное с землей») посвящены столетиям глобальной архитектуры, заложенной в самой земле. Опираясь на изображения, Мастенбрук прославляет изобретательность мастеров, которые умудрились высекать здания из камня или прятать их глубоко в земле. Книга позиционируется «частично как атлас, частично как энциклопедия», увлекая оригинальными снимками, сделанными фотографом Иваном Бааном, аналитическими рисунками и диаграммами, созданными с помощью architecture office SeARCH, которые наглядно демонстрируют потрясающие методы строительства, предающиеся из поколения в поколение.
Проекты, в которых оставляют больше места для природы, чтобы могло выжить человечество. | Фото: salonemilano.it.
Каждый из проектов, который отражен на страницах книги, нацелен на гармоничные отношения со своим окружением и на то, чтобы стать частью ландшафта без ненужных разрушений. По сведениям редакции Novate.ru, автор масштабной работы проанализировал эволюцию архитектуры, которая год за годом все дальше удалялась от природы, при этом нанося ей непоправимый вред. «Человечество разрушает «кожу» земли в беспрецедентных масштабах. Пришло время для фундаментальной перезагрузки. Нам нужно экономить наши ресурсы и использовать их разумно, оставляя больше места для самой природы, чтобы выжить», – говорит по этому поводу Бьярне Мастенбрук.
2. Подземные храмы Лалибэла в Эфиопии
Средневековый монолитный храм Святого Георгия, вырезанный в скалах неподалеку Лалибэла (Эфиопия). | Фото: turist.delfi.ee.
Храмовый комплекс, состоящий из 11 объектов внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Храм Святого Георгия, Лалибэла). | Фото: uatraveller.com.
Автор книги Dig it! Building Bound to the Ground не обошел своим вниманием и древние храмы Эфиопии, высеченные в горной породе, причем не в привычном понимании, а вглубь скалы. Несмотря на то, что страна славится пещерным храмовым строительством, самыми популярными являются церкви Лалибэла, с которыми связано масса легенд и притч, передаваемых из уст в уста не одним поколением. Об этом феномене рассказывается в первой главе под названием Bury («Похоронить»).
Дом аббата Либаноса высечен из одной скалы (Лалибэла, Эфиопия). | Фото: allcastle.info.
Внутри Biete Golgotha Mikael можно увидеть копии гробницы Христа, Адама и колыбели Рождества Христова (Лалибэла, Эфиопия). | Фото: uatraveller.com.
Примечательно: В XII-XIII веках в западной части Эфиопского нагорья, недалеко от города Лалибэла внутри массивной скалы на высоте 2480 м над уровнем моря были вырублены 11 величественных церквей, которые в точности повторяли святыни Иерусалима. Их строительство велось необычным способом, с вершины скалы в ее глубину, что и стало той самой изюминкой увидеть, которую стремятся не только паломники православной христианской церкви, но и миллионы туристов.
На создание христианских святынь, систем туннелей и подземных галерей, соединяющих друг с другом объекты, ушло всего 24 года, что само по себе является высшей степенью мастерства зодчих и незаурядных способностей инженеров, которые делали расчеты.
3. Монолитная индийская архитектура, высеченная в скале
Несмотря на то, что монолитные объекты не были освящены их все-таки считают храмами (Pancha Rathas, Индия).
Индия также включена в список уникальных памятников архитектуры, относящихся к монолитному искусству. Взять, к примеру, Панча Ратхас – известный исторический комплекс Махабалипурама, что на побережье Бенгальского залива (штат Тамилнад). Все 5 памятников в комплексе напоминают колесницу (ратха), и каждый из них высечен из монолитного гранитного валуна, ориентировочно в 630-668 гг. нашей эры.
Понадобилось всего 20 лет, чтобы из базальтовой скалы вырубить нереальной красоты храм (Ellora Caves, храм Кайласа). | Фото: hram-kajlasa-indiya.
Но самыми известными достопримечательностями являются пещеры Эллоры, которые могут похвастаться 34 буддистскими, индуистскими и джайнскими храмами, опоясывающими подножие утеса Чамадири (протяженность 2 км!). Главной изюминкой такой массы храмов и монастырей все же является храм Кайласа, созданный из гигантской скалы. Именно он считается самым масштабным архитектурным объектом мира, вырезанным из монолита и ярким образцом зодчества дравидов, которые из твердого базальта смогли вырубить фантастический объект.
Яркий пример монолитной архитектуры Индии (Пещерные храмы Эллоры, Индия).
Огромных размеров статуи богов, слонов, львов, грифов, колоннады, украшенные растительными узорами, впечатляющие галереи, алтари – все это прекрасно сохранилось до наших дней, даже несмотря на то, что работы велись в промежутке между 757 и 783 годами нашей эры.
4. Центр дружбы URBANA в пригороде Гайбанда (Бангладеш)
Центр дружбы URBANA был построен по образу и подобию древнего храма Махастхан, возведенном еще III веком до н. э. (Бангладеш).
Современные проекты также заняли достойное место в книге «Копай! Строительство, связанное с землей», написанной голландским архитектором Бьярне Мастенбруком. Одним из внесенных в первую главу объектов является Центр дружбы URBANA, предназначенный для обучения и общения со сверстниками детей бедных фермеров.
Учитывая рельефные особенности, Центр дружбы URBANA не только углубили, но и соорудили вокруг него ров, позволяющий отводить лишнюю влагу (Бангладеш).
Ограниченность в финансовом обеспечении общественного объекта вынудила архитекторов обратиться к истокам, поэтому главной идеей проекта стало эхо ...руин. Центр дружбы – это память о развалинах храма Махастхан датированного III веком до н. э. и расположенного в 60 км от нового объекта. Он также построен и отделан с использованием идентичного материала – местного кирпича ручной работы, его пространства также сотканы из павильонов, внутренних двориков, бассейнов, коридоров и зелени, а помещения отличаются монашеским аскетизмом и простотой. Но самое главное, архитектурный ансамбль находится ниже уровня земли, его крыши служат прогулочными зонами, к которым ведут аллеи из близлежащей деревни.
5. Яркие примеры интеграции населенных пунктов в горный ландшафт Ирана
Горная деревня Сар Ага Сейед, провинция Чахармахал и Бахтиари (Иран). | Фото: © Мирджам Терпстра
Деревня Ураман-Тахт основана в X веке в провинции Курдистан и Масуле (Иран). | Фото: irantours24.com.
Аутентичным многоярусным деревням, спрятанным в горах Ирана посвящено отдельное изыскание во второй главе под названием Embed («Встраиваем»). Всем известно, что Иран – это удивительная страна, в которой сохранились не только древние обычаи и устои, но и старинные способы строительства. Особенно это актуально в горной местности, где не один десяток столетий живут люди в полной гармонии с природой. Особо значимой методикой строительства на склонах гор стала многоступенчатость – это, когда крыши домов нижнего яруса становятся подворьем и даже дорогой для тех, чей дом расположен выше.
Деревня Хаджиж в провинции Керманшах (Иран). | Фото: sanaei.livejournal.com.
Деревня Мейманд, в которой живут современные пещерные люди (Иран).
Стоит отметить, что дома не встраивались в склон, они как бы «вырастали» из него, чтобы не нарушать целостность горной породы, от которой зависела стабильность и устойчивость всего населенного пункта. Чаще всего дома возводились методом сухой кладки или использовалась древесина, обмазанная щедрым слоем глины. Так строилось не только жилище, но и хозпостройки, включая сараи для скота. В книге отмечено, что на территории Ирана встречаются еще поселения, высеченные в скальной породе, они датируются 8-тысячелетием.
6. Скальный город Петра (современная Иордания)
Все архитектурные сооружения Петры вырубались из скальной породы в различные эпохи и при разных правителях (Иордания).
Древнейший город, история которого начинается с XVIII—II века до н. э. по праву можно считать образцом органической архитектуры. Чего только стоит его месторасположение – в сердце пустыни, на высоте 900 метров над уровнем моря (600 над долиной Аравы) на склонах узкого каньона Сик. Понадобилась не одна сотня лет, чтобы искусные зодчие и камнетесы вырубили целый город в скалах из красного песчаника, который отлично подходит для строительства.
Знаменитый скальный храм-мавзолей или «Сокровищница фараона» (Петра, Иордания). | Фото: planetofhotels.com.
Величественные храмы, амфитеатры, городские площади, жилые дома, склепы и мавзолеи, более 200 цистерн для сбора и хранения воды, сложнейшая система водоснабжения – все это являлось неотъемлемой частью монументального города, ставшего ярким примером разумного использования природного потенциала, позволившего выживать в сложном засушливом климате большому количеству людей.
7. Дом-легенда Малапарте на острове Капри (Италия)
Вилла Малапарте – жемчужина архитектуры эпохи модернизма (о. Капри, Италия).
Еще одним примером органической архитектуры, которая должна помочь сберечь нашу планету, является вилла Малапарте на острове Капри, о ней упоминается во второй главе книги. Уединенный дом, органично встроенный в мыс Массулло, зависший над Салернским заливом на высоте 32 метра, спроектировал Адальберто Либера для писателя и кинорежиссера Курцио Малапарте.
8. Зиккураты Древней Месопотамии (современный Ирак)
Зиккураты – многоступенчатые культовые сооружения, тянущиеся к небу, священному и божественному (Ур, Ирак).
В одной из глав под названием Spiral («Спираль») автор отметил древние культовые сооружения, появившиеся в Месопотамии с конца IV тысячелетия до н.э. Как отмечает автор, спираль является распространенной формой в природе, начиная со структуры ДНК и заканчивая распределением звезд в галактике. Именно такую структуру использовали шумеры для строительства многоступенчатых культовых сооружений, которые тянулись к небу, священному и божественному.
9. Дом, закрученный по спирали от Фрэнка Ллойда Райта (США)
Закрученный по спирали дом был спроектирован Фрэнком Ллойдом Райтом в 1950 г. для своего сына Дэвида (Финикс, США).
Интересным примером дома, созданного по спирали, стал проект известного архитектора современности Фрэнка Ллойда Райта. Это был экспериментальный проект, который именитый зодчий разработал для своего сына Дэвида Райта. Нестандартный дом площадью 232 кв. м, построенный с применением спирально-пандусного дизайна очень быстро обрел известность, хотя со временем о нем забыли. Спустя 60 лет о нем заговорили в связи с продажей легендарной недвижимости. К счастью, новый владелец не стал уничтожать оригинальный объект, чтобы построить особняк в элитном районе города, а полностью его восстановил и открыл для широкой публики.
Новое видео нашего канала расскажет о том, почему на старинных деревенских избах нет дымоходов, хотя печи имелись:
На Тайване заканчивается строительство высотки, которая хоть и не может похвастаться тем, что встроена в скалу, тем не менее ее структура напоминает спираль ДНК, являющейся природной формой.