Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 5
+5
-1 0
Машины    

10 самых знаковых пароходов в истории

10 самых знаковых пароходов в истории

11 февраля 1809 года американский изобретатель Роберт Фултон запатентовал пароход, ставший главным водным транспортом в течение последующего столетия. И сегодня мы расскажем про историю пароходов, про десяток самых знаковых суден, создание которых определило векторы развития этого вида кораблей.

Charlotte Dundas – первый в мире пароход


Несмотря на то, что «отцом парохода» считается Роберт Фултон, первым в мире работающим подобным транспортным средством стало судно Charlotte Dundas, спущенное на воду в 1801 году и построенное британцем Вильямом Симингтоном.

Charlotte Dundas – первый в мире пароход. Источник фото:  shipslib.com

Charlotte Dundas – первый в мире пароход. Источник фото: shipslib.com

Построенный из дерева семнадцатиметровый пароход Charlotte Dundas, имел мощность паровых моторов 10 лошадиных сил и использовался для перевозки барж по одному из каналов в Англии. Но тогда никто не оценил новшество, в 1802 году судно было оставлено хозяином и гнило до 1861 года, пока его не разобрали на материалы.

Charlotte Dundas – первый в мире пароход. Источник фото: moremhod.info

Charlotte Dundas – первый в мире пароход. Источник фото: moremhod.info

Впрочем, лодки, которые двигались по воде при помощи парового двигателя, существовали и до этого, к примеру, Pyroscaphe от Маркуса де Жофруа д'Аббанса. Но к пароходам в современном понимании этого слова они относились весьма отдаленно, так что принято не брать подобные конструкции в расчет в качестве начала отсчета истории данного вида транспорта.

Clermont – первый пароход от Роберта Фултона


А по-настоящему пароход стал популярен и востребован по всему миру благодаря работе американца Роберта Фултона. Первый проект по строительству судна на пару изобретатель представил еще в 1793 году, удачные опыты в данном направлении он осуществил в 1803, а полноценный пароход с мощным двигателем и колесным ходом Фултон построил в 1807. Так появился Clermont (изначально назывался North River Steamboat).

Clermont – первый пароход от Роберта Фултона. Источник фото: maritimetexas.net

Clermont – первый пароход от Роберта Фултона. Источник фото: maritimetexas.net

Этот 46-метровый пароход плавал в качестве рейсового судна по реке Гудзон по маршруту Нью-Йорк – Олбани, чем быстро окупил расходы на свое создание и эксплуатацию. Но главной целью Фултона при строительстве Clermont было желание доказать, что подобное транспортное средство может существовать и, более того, быть надежным и быстрым (по меркам тех времен скорость 9 километров в час считалась приличной).

Clermont – первый пароход от Роберта Фултона. Источник фото: Википедия

Clermont – первый пароход от Роберта Фултона. Источник фото: Википедия

Роберт Фултон сыграл огромную роль в создании пароходов и популяризации этого вида транспорта, в том числе, и в России. Он даже получил от Александра I монопольное право на эксплуатацию паровых суден в нашей стране в течение пятнадцати лет. Фултон также инициировал строительство первого военного парохода, оснащенного пушками, правда, не дожил до его завершения.

Sirius – первый трансатлантический переход на пару


Первым пароходом, который преодолел Атлантический океан, стало в 1819 году судно Savannah. Но большую часть пути оно прошло под парусами – в то время совмещение двух источников движения было нормальным. А первым кораблем, прошедшим по этому маршруту исключительно на пару, считают Sirius, совершившим трансатлантический переход из ирландского города Корк в Нью-Йорк в апреле-мае 1938 года.

Sirius – первый трансатлантический переход на пару. Источник фото: gigaszhajok.com

Sirius – первый трансатлантический переход на пару. Источник фото: gigaszhajok.com

Интересно, что этот пароход всего на несколько часов опередил судно с названием Great Western, построенное специально для пассажирских перевозок через Атлантический океан.

Sirius – первый трансатлантический переход на пару. Источник фото: maritimequest.com

Sirius – первый трансатлантический переход на пару. Источник фото: maritimequest.com


Архимед – первый винтовой пароход


До 1839 года пароходы могли передвигаться по воде благодаря огромным колесам по бокам, крутившимся от пара, исходящего из турбин. А первым винтовым паровым судном стал Архимед (Archimedes), построенный английским изобретателем Френсисом Смитом.

Архимед – первый винтовой пароход. Источник фото: blog.naver.com

Архимед – первый винтовой пароход. Источник фото: blog.naver.com

Переход с колесного хода на винтовой позволил значительно увеличить ходовые качества пароходов, а также коэффициент полезного действия паровых двигателей, что стало прорывом в истории водных видов транспорта и привело со временем к полному вытеснению парусных судов. Ведь до середины 19 века даже пароходы имели мачты и паруса, чтобы передвигаться более эффективно и быстро. Появление винтов все изменило.

Архимед – первый винтовой пароход. Источник фото: gigaszhajok.com

Архимед – первый винтовой пароход. Источник фото: gigaszhajok.com


SS Great Britain – британский обладатель множества рекордов


Спущенный на воду в 1845 году, пароход SS Great Britain стал одним из самых известных паровых суден, настоящей легендой, триумфом британского инженерного искусства 19 века. Начнем с того, что с длиной корпуса 98 метров он был крупнейшим в мире пассажирским кораблем в период с 1845 по 1854 года.

SS Great Britain – британский обладатель множества рекордов. Источник фото: spellerweb.net

SS Great Britain – британский обладатель множества рекордов. Источник фото: spellerweb.net

Помимо этого, SS Great Britain стал первым пароходом с металлическим корпусом, пересекшим Атлантический океан. В середине девятнадцатого века только самые смелые инженеры и судовладельцы могли вслух рассуждать о том, чтобы заменить дерево металлом, это ведь совершенно нелогично – плавающее железо!

SS Great Britain – британский обладатель множества рекордов. Источник фото: ignitebristol.net

SS Great Britain – британский обладатель множества рекордов. Источник фото: ignitebristol.net

В течение сорока лет SS Great Britain возил пассажиров по маршруту Бристоль – Нью-Йорк, а сейчас этот пароход стоит на вечной стоянке в британском порту и работает в качестве музея.

Great Eastern – пароход несчастий


Пароход Great Eastern, спущенный на воду в 1858 году, в течение сорока лет считался самым большим кораблем в мире. Однако в историю он попал не только благодаря этому достижению, но и из-за дурной славы, череды несчастных случаев, регулярно с ним происходивших.

Great Eastern – пароход несчастий. Источник фото: forum.model-space.co.uk

Great Eastern – пароход несчастий. Источник фото: forum.model-space.co.uk

Первый казус с Great Eastern случился уже при спуске на воду – оказалось, что такое огромное судно (сначала оно называлось Левиафан) практически невозможно опустить при помощи лебедок, так что пришлось ждать огромного прилива. Затем этот пароход неоднократно садился на мель, сталкивался с другими кораблями, на нем взорвался котел, а однажды при переходе на шлюпке из парохода в порт утонули капитан и двое пассажиров.

Great Eastern – пароход несчастий. Источник фото: themaritimegallery.co.uk

Great Eastern – пароход несчастий. Источник фото: themaritimegallery.co.uk

Кстати, корабль Левиафан из одноименной книги Бориса Акунина весьма напоминает описанием пароход Great Eastern.

Turbinia – пароход с паровой турбиной


Небольшой катер с названием Turbinia, построенный в 1894 году, стал началом новой эпохи в развитии пароходов. Ведь это было первое судно, оснащенное паровой турбиной. Во время демонстрационных заплывов он поразил зрителей своей скоростью и маневренностью.

Turbinia – пароход с паровой турбиной. Источник фото: twmuseums.org.uk

Turbinia – пароход с паровой турбиной. Источник фото: twmuseums.org.uk

Турбиния дала начало новому виду пароходов, самыми известными из которых являются затонувшая в 1915 году от немецкой торпеды Лузитания и прожившая куда более счастливую корабельную жизнь ее сестра-двойняшка Мавритания.

Turbinia – пароход с паровой турбиной. Источник фото: grantmaclaren.com

Turbinia – пароход с паровой турбиной. Источник фото: grantmaclaren.com


Ермак – первый в мире ледокол


В 1899 году был введен в эксплуатацию построенный в Великобритании по заказу России пароход Ермак. Он стал первым в мире ледоколом арктического типа. Это судно длиной 97,5 м могло бороться с тяжелым льдами толщиной более двух метров.

Ермак – первый в мире ледокол. Источник фото: tsushima.su

Ермак – первый в мире ледокол. Источник фото: tsushima.su

Ермак стал настоящей гордостью нашей страны и верно ей служил вплоть до 1963 года. За это время он совершил огромное количество экспедиций по Арктике и высвободил из ледяного плена не одну сотню суден. Интересно, что в 1938 году этот уже практически «пенсионер» спас в северных водах более десятка куда более молодых ледоколов.

Ермак – первый в мире ледокол. Источник фото: opww.narod.ru

Ермак – первый в мире ледокол. Источник фото: opww.narod.ru


Титаник – самый известный пароход


Титаник – это не просто самый известный пароход, это вообще самый знаменитый корабль за всю историю Человечества. Хотя судьба его не такая уж и блестящая. Этот 269-метровый гигант затонул при первом же плавании через Атлантический океан, столкнувшись с айсбергом.

Титаник – самый известный пароход. Источник фото: bigpicture.ru

Титаник – самый известный пароход. Источник фото: bigpicture.ru

Но шумиха, поднятая в прессе, а затем и в искусстве, превратила эту катастрофу в одно из самых знаковых событий двадцатого века, а Титаник затмил своей славой все остальные великие корабли, даже с куда более удачными судьбами.

Реконструкция Титаника из одноименного фильма Джеймса Камерона. Источник фото: lenta-ua.net

Реконструкция Титаника из одноименного фильма Джеймса Камерона. Источник фото: lenta-ua.net


American Queen – современная легенда


Самым оживленным регионом, в котором использовались пароходы, является бассейн реки Миссисипи. Там этот вид транспорта носит легендарный характер – в течение ста лет именно паровые суда (преимущественно, колесные) переняли на себя основной объем пассажирских и грузовых перевозок.

American Queen – современная легенда. Источник фото: mariniere.wordpress.com

American Queen – современная легенда. Источник фото: mariniere.wordpress.com

И хотя вторая половина двадцатого века стала временем заката паровых суден, на Миссисипи они не то, что до сих пор используются, но даже строятся. Последним крупным подобным объектом, спущенным на воду, стал в 1995 году American Queen. Более того, 127-метровое судно является самым большим речным пароходом за всю историю этого вида транспорта. Так что говорить о скорой смерти последнего пока что не стоит.

American Queen – современная легенда. Источник фото: travelagentcentral.com

American Queen – современная легенда. Источник фото: travelagentcentral.com


Обратите внимание:







40157
10.02.2014 15:45
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё