Уже долгое время беспилотные технологии активно используются в создании военной техники. Если раньше это были всего лишь малые летательные аппараты, то теперь их внедряют в различные транспортные средства, превращая в полуавтономные боты, способные выполнять множество задач, как разведывательных, так и боевых. Одна из последних разработок в этой области – безэкипажный катер LRUSV.
Беспилотный катер
Беспилотный надводный корабль дальнего действия./ Фото: workboat.com
В 2020 году корпусу морской пехоты США понадобился надводный дрон, который мог бы выполнять целый спектр задач. В целом ряде случаев это позволило бы избежать ненужных рисков и отправить на выполнение миссии машину, а не живого человека. На неё можно возложить функции сбора данных и разведки местности, а также нанесение ударов по противнику. Для последнего командование предпочло использовать дроны-камикадзе, превратив тем самым обычный катер в плавучую базу для беспилотников, способную преодолевать большие расстояния. Тем самым командование собиралось увеличить эффективный радиус работы.
БПЛА LRUSV./ Фото: dmitryshulgin.com
В качестве подрядчика решили использовать компанию Metal Shark, занимающуюся разработкой и производством катеров с металлическим корпусом. Согласно техническому заданию, катер LRUSV (Long Range Unmanned Surface Vessel) должен был быть ориентирован на установку систем вооружений, а приоритетом стала пусковая установка для дронов-камикадзе Hero-120. Военные собирались получить в своё распоряжение целый комплекс, включающий в себя непосредственно беспилотный катер, пульт для оператора и катер обеспечения.
Как это сделано
БПЛА LRUSV и базовый катер./ Фото: janes.com
В Metal Shark не собирались строить беспилотник с нуля, это было слишком долго и трудозатратно. К тому же у компании уже была подходящая база – лоцманский катер 75 Defiant, обладавший всеми необходимыми качествами. Он был достаточно большим и соответствовал техническим требованиям, имел очень прочную конструкцию, а его обшивка была сделана из специального алюминиевого сплава. Основную его конструкцию решили не трогать и модернизировали её, приспособив для выполнения поставленных задач. Из катера исчезла кают-компания, поскольку он, по большей части, не предназначен для человека.
Прототип надводного дрона./ Фото: seawaves.com
Самым же большим изменением стало внедрение систем дистанционного управления и автоматического пилотирования. Фактически всю техническую часть катера полностью перебрали, интегрировав новейшие электронные системы, средства связи и управление вооружением. Впрочем, по признанию самих военных, оружия оказалось явно недостаточно – на борту присутствовала только пусковая установка с барражирующими боеприпасами Hero-120. У LRUSV полностью отсутствуют даже элементарные средства защиты, не говоря уже о наступательных вооружениях. Военные признали этот факт и собираются продолжить разработку, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Вполне вероятно, что катер станет модульным и у него появится возможность нести несколько видов оружия, устанавливаемых в зависимости от типа текущей миссии.
Дрон с вооружением./ Фото: building-tech.org
Длина лодки составляет 18,5 метров, ширина палубы достигает 6 метров, а в движение она приводится двумя дизелями. Её 12-цилиндровые моторы объёмом 32,1 литра выжимают до 1900 лошадиных сил каждый и приводят в действие пару водомётных движителей Hamilton HM-651. Проект LRUSV пока что находится в разработке, хоть американским военным уже успели продемонстрировать первый прототип. Правда, на каком этапе находятся работы на текущий момент, точная информация отсутствует. Как бы то ни было, военное ведомство не жалеет денег на его развитие и собирается вложить в него ещё много денег.
Вооружение и управление
Пусковая установка БПЛА./ Фото: taskandpurpose.com
Пока что надводному беспилотнику в качестве вооружения достались только барражирующие боеприпасы Hero-120 производства израильской компании UVision. На борту катера смонтирована одна пусковая установка с гидравлическим приводом, который приводит её в боевое положение. Всего в пусковой установке восемь беспилотников. Барражирующие боеприпасы Hero-120 имеют фюзеляж продолговатой формы и х-образное оперение. Каждый из них может преодолеть до 40 километров и оснащается фугасным зарядом массой 3,5 килограмма. При этом БПЛА снабжаются камерами, могут отслеживать цель и корректировать полёт для точного удара по объекту.
На палубе./ Фото: prostomob.com
Об электронной начинке надводного беспилотника LRUSV пока что ничего неизвестно, но у производителя по-настоящему наполеоновские планы. На текущий момент у катера на палубе оборудован кокпит и место рулевого, но будет ли оно использоваться в дальнейшем, неизвестно. Предположительно, надводный дрон получит интеллектуальную систему, поэтому им сможет дистанционно управлять оператор и локально – автопилот, причём в нескольких режимах, включая следование по заданному маршруту, управление в боевых условиях и тому подобное.
Беспилотные технологии нашли широкое применение в военной технике, и самые лучшие БПЛА уже успели подтвердить свою эффективность на поле боя.