Идея создать качественный сверхзвуковой гражданский лайнер давно витает в умах российских авиастроителей. Первые попытки создания подобного самолета были предприняты еще в советские времена и продолжаются до сих пор. Однако на данный момент ни одного по-настоящему успешного проекта в разработке авиапромышленности нет. Хотя на этом пути одна из задумок была предложена даже президентом. Однако воплощение его идеи оказалось слишком сложным, и легендарный российский Ту-160 «Белый лебедь» не подарит сверхзвуковой мечте свои крылья.
Сверхзвуковой пассажирский лайнер - давняя мечта авиастроителей. /Фото: topcor.ru
Кажется, только человек на самолете смог преодолеть звуковой барьер, как уже появилась идея приспособить такие огромные скорости для гражданской авиации. И советские, и европейские проектировщики взялись разрабатывать первый сверхзвуковой лайнер. Сотрудничество французских и британских специалистов подарило миру знаменитый «Конкорд». Вскоре после этого, слегка «подсмотрев» у европейских коллег, прославленное КБ Туполева выпустило собственную версию гражданского лайнера, способного преодолеть звуковой барьер – Ту-144. Однако оба этих самолета ожидала одинаковая в своей незавидности участь – через несколько лет их сняли с производства.
Причины, по которым и советский, и западный лайнеры «сошли с дистанции», также оказались идентичными. Выяснилось, что преодоление звукового барьера для перемещения из одного места в другое большинству людей было просто не по карману – по информации Novate.ru, билет на «Конкорд» стоил около пяти тысяч долларов в один конец. Советский лайнер ушел недалеко от этих огромных цифр – выкладывать более половины среднестатистической зарплаты того периода простой обыватель за обычный перелет был явно не готов.
Интересный факт: о настоящей причине снятия лайнеров с производства решили тактично промолчать и на Западе, и в СССР. Официальной версией прекращения выпуска самолетов назвали технические неполадки.
Ту-144 не стал воплощением мечты. /Фото: army-news.ru
На этой неудаче КБ Туполева не остановилось, продолжая попытки создания сверхзвукового пассажирского лайнера. Так, в последние годы Советского Союза был разработан проект Ту-244 в нескольких вариантах. Руководство осуществлял лично Алексей Туполев. Работы ведутся уже более 25 лет, однако на сегодняшний день в списке самолетов, разрабатывающихся по государственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» Ту-244 отсутствует. Основной причиной откладывание сроков ввода в эксплуатацию лайнера называют экономическую нерентабельность использования этого самолета в современных реалиях гражданской авиации.
Ту-244 более четверти века не может выйти за рамки макета. /Фото: fishki.net
Другим «туполевским» проектом этого типа является малоразмерный сверхзвуковой самолет бизнес-класса Ту-444. Качественное отличие этого лайнера от его предшественника – это приспособленность к экономическим и экологическим требованиям современной гражданской авиации. Но и его «отложили в долгий ящик» - на данный момент работа над ним также приостановлена из-за нехватки инвестиций, необходимых для дальнейшей модернизации проекта.
Последний проект Ту-444 также остаётся нереализованным. /Фото: newru.org
Но несколько лет назад появилась еще одна идея создания сверхзвукового пассажирского лайнера. Причем прозвучала она лично от президента России Владимира Путина. Он предложил в качестве платформы для будущего самолета использовать гордость военной авиации РФ – легендарный сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь».
Проектировщики ухватились за идею главы государства, имеющего за плечами опыт полета на бомбардировщике, однако довольно скоро выяснилось, что и эта задумка слишком сложна для исполнения и попросту экономически невыгодна. Практически сразу независимые специалисты нашли ряд потенциальных проблем, которые не дадут осуществиться амбициозному проекту. И оказались правы.
Ту-160 должен был стать платформой для создания нового лайнера. /Фото: topwar.ru
Одной из основных преград для «Белого лебедя», как для потенциального прототипа стал его собственный двигатель. Ту-160 оснащена двухрежимной силовой установкой, которая позволяет лететь самолету в сверхзвуке только на форсаже. И если для военной машины это положение приемлемое, то для коммерческих перевозок – неподходящее.
Другой проблемой стала конструкция салона лайнера – посередине он делится пополам массивной балкой, что заставляет Ту-160 терять в рентабельности. Кроме того, переделанный бомбардировщик смог был перевозить пассажиров еще меньше, чем его спроектированный предшественник Ту-144. Это бы и сегодня серьезно отразилось на цене билетов.
Салон Ту-160. /Фото:
wikipedia.org
wikipedia.org
В результате, проектные работы по «Белому лебедю» окончательно доказали несостоятельность подобной разработки. Хотя от самой идеи создания сверхзвукового пассажирского самолета по-прежнему не отказываются. Только теперь принято решение начинать разработки без опоры на прошлый опыт, с чистого листа.
Хочешь узнать больше о пока нереализованном проекте Ту-244? Тогда читай: Новая «жизнь» для Ту-244: возрождение советской сверхзвуковой пассажирской авиации